Новости культуры российских регионов
28 декабря 2012
Центр

«Левша» - танцуют все! И поют

Театр драмы им. А.К. Толстого, год назад примерившись не без успеха к жанру мюзикла в спектакле «Маугли», вновь обратились к жанру музыкального спектакля.

На сей раз в стиле балагана, чему располагает лесковский «Левша». Постановка и художественное оформление заслуженного артиста России Вячеслава Шляхтова, создателя «Маугли».

Лесковский «Левша», похождения которого по скромному заявлению автора лишь «могут служить воспоминанием эпохи», напротив, с каждым годом все востребованней и актуальнее. Особенно в свете нынешней суеты с нанотехнологией. Даже Большой театр с оперой Родиона Щедрина к этому народному мифу-анекдоту обратился.

В Брянском ТЮЗе в свое время был успешный спектакль с Михаилом Лаврушиным в главной роли. Студенты режиссерского отделения Орловского института культуры несколько лет назад также привозили любопытный спектакль, решенный в гротескном ключе. В общем, тема обречена на успех. Даже если за основу взято довольно избитое либретто чемпионов кассовых комедий В. Константинова и Б. Рацера.

Театр драмы еще раз после «Маугли» доказал, что ему по силам музыкальное действо с плясками, хороводами и игрой на живой гармонике. Режиссер Вячеслав Шлях

тов и балетмейстер Ирина Корнеева вместе с актерским ансамблем сумели закрутить на брянской сцене фольк-феерию. Актеры играют с удовольствием, полны куража, многие роли как будто специально – для них. Что царь-фанфарон Иосифа Камышева, что иноземец- министр Михаила Кривоносова, что англицкая королева Светланы Рязанцевой. И какая прыть и пластика у молодой актрисы Ульяны Ковалеровой в образе заводной танцующей блохи! Какой размах у громогласного атамана Платова Игоря Игнатова! Порой, правда, некоторым исполнителям изменяет чувство меры и они слишком зацикливаются на одной - единственной краске. Жанр балагана к этому вроде бы располагает. Но более тонкая, изысканная манера исполнения, которая отличает игру Юлии Филипповой в роли Машки делает все действо более органичным и современным.

Ее героиня, та самая которая «свела с ума» нашего Левшу, не просто хороша собой, обаятельная и статная. В ней есть та самобытность, народность и тот национальный дух, который так неуловим и может обернуться кичем, если нет чувства меры. В дуэте с ней Левша Дмитрия Ненахова вполне убедителен и отвечает недавно присвоенному ему званию - «надежда театральных подмостков» за роль Маугли. Но музыкально одаренному молодому актеру пока, на мой взгляд, недостает в этой роли более ярких и точных красок. Лирические сцены про любовь и верность в спектакле выходят на первый план. Тема же «Левши» - глубже и драматичней. В лесковской повести волнует сегодня сатирическая, животрепещущая нота: про власть и народ, про невостребованность таланта. В спектакле же она звучит менее остро и драматично, чем скажем, было у тех же орловчан да и у самого Лескова. Разве что попадает в яблочко обращение к залу с просьбой скинуться на свадьбу Левше, сцена срабатывает точно и напоминает нынешние сборы средств детям и сиротам на лечение на фоне жирующей коррупции.

Жаль, что оформление сцены в целом не на уровне всего сценического действа и могло быть более стильным. Это относится и к части костюмов. Эстетика лубка и балагана с их пестротой и наивом вовсе не означают непритязательность и примитив.