Новости культуры российских регионов
28 декабря 2012
Сибирь

Снятся ли осьминогу сны?

В областном художественном музее открылась выставка графики североамериканских индейцев.
Сны осьминога

Выставка представляет более 50 графических работ созданных коренными североамериканскими художниками, выполненных в различных техниках – рисунок, акварель, ксилография, литография, монотипия. В создании выставки приняло участие более 40 американских мастеров, потомков североамериканских индейцев, представляющих более 30 племен.

Современное искусство коренных народов Северной Америки – это постоянно развивающаяся область. Работы этих художников характеризуются большим разнообразием методик, техник и художественных тем, которые наилучшим образом воспринимаются в особом культурном контексте. Только в США существует свыше четырехсот государственно-признанных племен, каждое из которых имеет свой язык, традиции и мировоззрение, которые часто определяют видение, цели и достижения художника.

Настоящая выставка работ на бумаге тематически весьма разнообразна. Авторами рассматриваются такие ключевые вопросы, как важность сохранения связи со своей «родиной» или сообществом. Также в произведениях прослеживается преданное отношение художников к памяти, истории и традициям своего народа, которые в результате определяют идентичность коренных художников Америки в современном мире. Например, такие художники как Джуан Быстрый глаз Смит (конфедеративная нация Сэйлиш Кутни) объединяют традиционное индейское восприятие мира с популярными образами и приемами, присущими современной евро-американской культуре. Другой широкий круг художников обращается к исторической памяти племени. Он включает, в частности, таких художников как Мелани Яззи (народ Навахо / Дине), Ранд Кук (племя Кваквакаваку) и Америка Мередит (Чероки). Для этих мастеров основной темой является семья и общественная жизнь. Работы Едгара Много птиц (Шайен / Арапахо) «Мертвые индейские истории» (2011-2012) и «Американские лиги» (1995-1996) построены на контрастных сопоставлениях, призванных довести до зрителей мысль о негативном влиянии на индейские сообщества сознания, порожденного проблемой переселения и подчинения их существования учрежденным структурам расовой сегрегации.

Даже благодаря беглому знакомству с творчеством небольшого числа художников, представленных на выставке, можно ощутить богатство художественных подходов, которые существуют в современном искусстве коренных народов Америки. На самом деле, эту ситуацию можно проецировать на геополитику современных США, где существует множество различных меньшинств и групп мигрантов, испытывающих ностальгию.