Новости культуры российских регионов
12 декабря 2012
Сибирь

Театр как способ исправить жизнь

Первый фестиваль социальных театров «Равный – равному» состоялся в Кемеровском Дворце молодежи 7 декабря.

Главным героем тут был театр молодежного объединения «Отражение», недавно вернувшийся из Самары с международного конкурса социальных театров. В прошлом году подобный фестиваль проходил в Челябинске, где кемеровская команда заняла I место. Нынче помимо Гран–при кемеровчанам достались приз зрительских симпатий, приз симпатий жюри, приз за лучшую комедийною роль и два спонсорских приза. Такого признания не удостаивался за последние годы ни один профессиональный театр Кузбасса. Жюри особо отметило режиссуру, неординарный сюжет, непосредственную игру участников. Возглавлял жюри директор и художественный руководитель французской театральной компании «C’est chez moi» Морис Кресан, в состав конкурсной комиссии вошли режиссер Рауль Радриго де Сильва (Уругвай), представитель Фонда ООН по вопросам народонаселения в России Лидия Бардакова, режиссер Самарского театра «САМАРТ» Александр Мальцев и др.

Без пьесы, вживую. Впрочем, сравнивать социальный театр с профессиональными труппами, наверное, нельзя. Тут – совсем иные приемы работы. Рассказывает руководитель молодежного объединения «Отражение» Ольга Чеканова: «Мы работаем по технологии «Равный – равному», которую разработала международная молодежная сеть Y-PEER. Известно, что убедить юного человека в правильности того или иного выбора лучше всего получается не у взрослых, умудренных опытом, воспитателей или родителей, а у самих подростков. Просто в возрасте социализации сверстники больше доверяют сверстникам».

Исходя из этой идеи и родился феномен социального театра. Выглядит он так. Набирается группа желающих для тренинга (8-12 человек). В процессе работы определяются главные проблемы, которые РЕАЛЬНО волнуют сейчас присутствующих ребят. Понятно, происходит это под руководством тренера (тоже – непременно молодого человека!). Потом из этих набросков сочиняется спектакль. Заметьте – не пьеса. Пьесы как письменного текста тут зачастую вообще нет. Есть несколько историй, связанных одной сквозной темой. И «актеры» (читай – волонтеры, принимающие участие в тренинге) разыгрывают эти истории перед зрителями. Где-то – как монолог обиженного, где-то – как натуральную сцену драки или устной перепалки, переросшей в затяжной конфликт, где-то – как сцену примирения.

«Наш театр существует с 2008 года, - рассказывает Ольга Чеканова, - за это время было поставлено 13 спектаклей. Темы разные. Например, развод родителей (часто подростки переживают эту ситуацию весьма драматически). Или вот: незапланированная беременность. Или: определение себя в будущем, выбор профессии, выбор жизненного пути».

Изначально молодежное объединение «Отражение» родилось как «дочка» общественной организации «Кузбасс против наркотиков и СПИДа», поэтому и темы для постановок (особенно поначалу) были тесно связаны с антинаркотической направленностью. «Пока мы не поняли, - говорит Ольга, - что все эти страшные зависимости у молодежи являются, как правило, следствием других нерешенных проблем. Проще говоря - бегством от действительности».

Кстати, последний спектакль, тот самый, что увенчан лаврами фестиваля, называется «46 часов. Кемерово-Самара». Действие происходит в поезде, 46 часов – время пути, в течение которого молодые пассажиры, сойдясь в одном купе, нечаянно заводят речь об отношениях с родителями и тут выясняется, что каждый из юнцов крайне инфантилен, каждый норовит «убежать от проблем», а не принять на себя ответственность за их решение. Даже если внешне это выглядит демонстрацией подчеркнутой «независимости», как у одного парня, который все кочует из города в город…

Впрочем, главное в социальном театре – не спектакль, а дискуссия, которая происходит после. Это – непременное составляющее каждого действа. Ее ведет специально обученный человек, и накал страстей, разгорающийся здесь, по правилам «соцтеатра», должен быть (и бывает!) гораздо жарче, чем в самом действии. Ведь сценки, показанные ДО – это лишь пролог, иллюстрация, повод поговорить о самом главном, сформировать свое отношение к заявленной проблеме.

Как вернуть зрителя? За четыре года работы по технологии «Равный – равному» объединение «Отражение» обучило этой методике  четыре кемеровские школы. На первом кемеровском фестивале социальных театров они показывали свои спектакли. Два из них были посвящены подростковому пьянству, один – борьбе с наркотиками, еще один – компьютерной игромании. Пусть далеко не каждый спектакль можно назвать художественным достижением (чаще всего это просто небольшие «скетчи на тему»),  само движение «социальный театр», начатое в нашем городе, кажется мне весьма симптоматичным. И вот почему.

Люди искусства любят в запальчивости повторять такую фразу «театр (или книга, или музей, или художник) никому ничего не должен! Он – зеркало, он отражает время». Наверное, в этом есть немалое лукавство, точнее – старательное бегство от «назидательного искусства», от соцреализма с заданными заранее идеологическими установками. Понятное бегство: слишком долго нас таким искусством пичкали. Но на самом деле сегодняшнее искусство (и конкретно – театр) и впрямь немало задолжал обществу. Потому народ и потек рекой в виртуальное пространство, в КВН-индустрию, в иные способы досуга, что не видит в театре достойного собеседника. А если театр хочет, чтобы люди нуждались в сценическом искусстве, чтобы бежали сюда не по принуждению, не по обязанности («нас всем классом привели»), он должен сделаться необходимым им. Грубо говоря, театр должен НАВЯЗАТЬ себя зрителю, стать его насущной потребностью. Как? Я вижу только один выход: поднимать проблемы, которые всерьез, а не понарошку, волнуют публику. Так, как делают это участники движения социальный театр.

Две тропинки к одной цели. Кстати, техника, используемая ими, весьма напоминает документальный театр verbatim, достаточно популярный сейчас в России вообще и в Кузбассе в частности. Им увлекается самый успешный на сегодня профессиональный театр Кузбасса – Прокопьевский.

Между прочим, проблема активизации зрительского внимания всерьез волнует сегодня всех менеджеров искусства, и местных – в том числе. Иначе чем объяснить такой всплеск интереса к мнению зрителей, который демонстрируют нам сегодня кузбасские театры? Кемеровский драматический создает медиаклуб  специально для обсуждения спектаклей. Театр для детей и молодежи организует дискуссии «Точки над i», специально приуроченные к проблемным спектаклям.

В том же Прокопьевске придумывают целую систему мер, приглашают к соучастию столичных специалистов, чтобы превратить «провинциальный храм искусств на окраине города» в центр оживленных диспутов о времени и о себе.

А оказывается: не нужно ничего придумывать. Тропинку к решению проблемы, над которой бьются большие умы, уже проложили малые самодеятельные коллективы. Не студии даже – просто стайки единомышленников, озабоченных улучшением окружающей жизни.

Ольге Чебаковой, кстати, всего 22. Она, документовед-архивист по первому образованию, сейчас учится на четвертом курсе математического факультета, планирует стать преподавателем математики. В ее «Отражении» практически нет людей с театральным образованием (один парень учится в колледже искусств на специальности «режиссер массовых праздников»). Большинство других (а это люди в возрасте от 16 до 25 лет) вовсе не планируют связывать свою жизнь с профессиональным искусством. «Честно говоря, - признается Ольга, - у нас не очень сложилось сотрудничество с профессиональными театрами. Мы пытались поначалу. Приглашали настоящих артистов к нам на репетиции… Но не пошло. У них подходы совсем иные. Для них другое важно».

На самом деле и тем, и другим важно одно и то же: точное попадание в сердце зрителя. Просто «настоящий», то есть профессиональный, традиционный театр ищет пути к этому решению с другой стороны. Но может, стоит присмотреться к опыту юных, если они это решение нашли раньше?