Уходы
Ирина Портнова – одна из сотрудниц, которая стояла у истоков театра. В течение многих лет Портнова работала вместе с основателем «Колеса» Глебом Дроздовым – сначала, в 1970 – 1982 годах, в Воронеже, затем в Тольятти - со дня основания театра в 1988 году. Творческая дружба связывала Ирину Портнову и с Глебом Дроздовым, и с его вдовой Натальей Дроздовой. В прошлом месяце тольяттинская мэрия, учредитель «Колеса», отказалась продлить контракт с Натальей Дроздовой как с директором театра, и на ее место была назначена бывший директор театра «Пилигрим» Янина Незванкина. Спустя некоторое время Ирина Портнова уволилась. Свой уход из театра она связывает с тем, что не видит творческих перспектив в сегодняшней его жизни.
Место Ирины Портновой заняла Ольга Зорина. Человек она в театре не новый – около полутора лет работала здесь завлитом. Теперь Ольга Зорина будет совмещать должности завлита и начальника отдела маркетинга (занимавший этот пост Вадим Мурнев также покинул театр «Колесо»). Ранее свои должности оставили помощник художественного руководителя Олег Ринге и заместитель директора театра Евгений Быков. Напомним, что управленческий состав театра, вызвавший недоверие у мэрии, обновился недавно – незадолго до начала нынешнего, двадцать пятого - юбилейного - сезона.
Юбилей с ощущением грусти
Юбилейный сезон, казалось, начинался успешно. В начале сезона театр выпустил две премьеры, которые прошли с аншлагом. Одной из них стала новая режиссерская версия возобновленного спектакля «Женитьба» по пьесе Николая Гоголя. «Женитьбу» Глеб Дроздов ставил еще в 1984 году в Ярославле, потом он привез его в Тольятти. Это был один из первых спектаклей, показанных тольяттинской публике. На протяжении многих лет он оставался визитной карточкой театра. Наталья Дроздова возобновила его – с теми же декорациями, музыкальными партитурами, мизансценами, костюмами, но уже с молодым актерским составом. Другой громкой премьерой стал «Аккомпаниатор» по пьесе Александра Галина. Пьесу поставил ученик Глеба Дроздова Сергей Мезенцев.
Совсем недавно в театре прошла еще одна премьера – спектакль «Трамвай «Желание» в постановке ученика основателя театра, американского режиссера болгарского происхождения Продана Димова. «Порою говорят – вот Наталья Дроздова на больничном, а спектакль, тем не менее, прошел с успехом и без нее, – размышляет Ирина Портнова. – Значит, и в дальнейшем такое возможное, считают эти люди. И забывают они, сколько Дроздова приложила усилий, чтобы эта премьера, как и две предыдущие, состоялись. Ничто само по себе не возникает. Театр требует ежедневных творческих усилий. Боюсь, что у нынешнего руководства нет этого понимания».
Ушедшие со своих должностей Олег Ринге и Евгений Быков остались в театре в качестве актеров. Продолжают выходить на сцену и другие артисты «Колеса». Примет ли кто-нибудь из них решение об уходе, это станет ясно, скорее всего, после того, как решение относительно своего места в театре примет Наталья Дроздова. Напомним, что и мэр городского округа Тольятти Сергей Андреев, и нынешний директор театра Янина Незванкина публично высказывались за то, чтобы Наталья Дроздова осталась в театре в качестве художественного руководителя. Пока Наталья Степановна продолжает курс лечения. А спектакли с ее участием (они занимают заметное место в репертуаре) заменяются другими, и судьба их тоже остается неясной. Как стало известно редакции
6 декабря в репертуарном плане «Колеса» стоит один из самых заметных спектаклей театра с участием Натальи Дроздовой – «Оскар и Розовая дама». Будет ли и он заменен? До настоящего времени это остается под вопросом. Также неясны и перспективы будущих театральных проектов и премьер.
Уже в этом месяце планировался приезд в Тольятти Бояна Иванова – болгарского режиссера с богатым европейским опытом постановок. Прежняя команда «Колеса» рассчитывала, что он проведет здесь мастер-классы «Школа европейского театра». Теперь команды нет, и проект «подвис». Как и премьера спектакля «Арабская ночь» в постановке Бояна Иванова. Впоследствии организаторы рассчитывали показать спектакль «Арабская ночь» на нескольких престижных европейских театральных фестивалях.
Неясной остается судьба и центральной премьеры юбилейного сезона - «Сирано де Бержерак» в постановке Игоря Касилова, еще одного ученика Глеба Дроздова. Премьеру спектакля планировалось сыграть 2 марта – в день рождения театра…
Ирина Портнова, бывший завлит тольяттинского театра «Колесо»:
-У меня большой театральный опыт. Я работала с Глебом Дроздовым в Воронеже, в Тольятти со дня основания «Колеса». Работала вместе с Натальей Дроздовой в течение восьми месяцев в этом году. Это было замечательно! Творческие люди должны быть во главе театра. Иначе творческая жизнь здесь перестает развиваться, и начинается застой. У меня был и негативный опыт, когда директором театра «Колесо» была Татьяна Корабельникова. Не хотелось бы, чтобы этот опыт снова повторился. Поэтому я и ушла. Театр не может жить без творческой перспективы. Сегодня зритель приходит к нам на спектакли. Но через год, если все будет идти так, как идет сейчас, боюсь, он отвернется от театра.
Ольга Зорина, завлит и начальник отдела маркетинга театра «Колесо»:
- Сейчас мы пишем открытое обращение к мэру, к городскому сообществу и всем заинтересованным людям, чтобы как-то всех успокоить. Все не так ужасно, как это преподносят за пределами театра. Градус конфликта нагнетается искусственно. Наталья Степановна сама открыто не высказалась ни разу, за нее почему-то всегда говорит кто-то. Люди, которые хотят, как работали, так и работают. Ни один человек не был уволен по распоряжению директора. Хочется, чтобы не было взаимных обвинений, а была конструктивная работа, которая дала бы театру возможность дальше не просто существовать, а развиваться, ставить спектакли.