Новости культуры российских регионов
10 декабря 2012
Поволжье

«Колесо» катится в неизвестном направлении

Из главного тольяттинского театра, «Колесо» уволилась завлит Ирина Портнова. Это уже четвертый сотрудник театра, уволившийся после прихода нового директора Янины Незванкиной, которая сменила одну из основательниц театра Наталью Дроздову.

 Уходы

Ирина Портнова – одна из сотрудниц, которая стояла у истоков театра. В течение многих лет Портнова работала вместе с основателем «Колеса» Глебом Дроздовым – сначала, в 1970 – 1982 годах, в Воронеже, затем в Тольятти - со дня основания театра в 1988 году. Творческая дружба связывала Ирину Портнову и с Глебом Дроздовым, и с его вдовой Натальей Дроздовой. В прошлом месяце тольяттинская мэрия, учредитель «Колеса», отказалась продлить контракт с Натальей Дроздовой как с директором театра, и на ее место была назначена бывший директор театра «Пилигрим» Янина Незванкина. Спустя некоторое время Ирина Портнова уволилась. Свой уход из театра она связывает с тем, что не видит творческих перспектив в сегодняшней его жизни.

Место Ирины Портновой заняла Ольга Зорина. Человек она в театре не новый – около полутора лет работала здесь завлитом. Теперь Ольга Зорина будет совмещать должности завлита и начальника отдела маркетинга (занимавший этот пост Вадим Мурнев также покинул театр «Колесо»). Ранее свои должности оставили помощник художественного руководителя Олег Ринге и заместитель директора театра Евгений Быков. Напомним, что управленческий состав театра, вызвавший недоверие у мэрии, обновился недавно – незадолго до начала нынешнего, двадцать пятого - юбилейного - сезона.

 

Юбилей с ощущением грусти

Юбилейный сезон, казалось, начинался успешно. В начале сезона театр выпустил две премьеры, которые прошли с аншлагом. Одной из них стала новая режиссерская версия возобновленного спектакля «Женитьба» по пьесе Николая Гоголя. «Женитьбу» Глеб Дроздов ставил еще в 1984 году в Ярославле, потом он привез его в Тольятти. Это был один из первых спектаклей, показанных тольяттинской публике. На протяжении многих лет он оставался визитной карточкой театра. Наталья Дроздова возобновила его – с теми же декорациями, музыкальными партитурами, мизансценами, костюмами, но уже с молодым актерским составом. Другой громкой премьерой стал «Аккомпаниатор» по пьесе Александра Галина. Пьесу поставил ученик Глеба Дроздова Сергей Мезенцев.

Совсем недавно в театре прошла еще одна премьера – спектакль «Трамвай «Желание» в постановке ученика основателя театра, американского режиссера болгарского происхождения Продана Димова. «Порою говорят – вот Наталья Дроздова на больничном, а спектакль, тем не менее, прошел с успехом и без нее, – размышляет Ирина Портнова. – Значит, и в дальнейшем такое возможное, считают эти люди. И забывают они, сколько Дроздова приложила усилий, чтобы эта премьера, как и две предыдущие, состоялись. Ничто само по себе не возникает. Театр требует ежедневных творческих усилий. Боюсь, что у нынешнего руководства нет этого понимания».

Ушедшие со своих должностей Олег Ринге и Евгений Быков остались в театре в качестве актеров. Продолжают выходить на сцену и другие артисты «Колеса». Примет ли кто-нибудь из них решение об уходе, это станет ясно, скорее всего, после того, как решение относительно своего места в театре примет Наталья Дроздова. Напомним, что и мэр городского округа Тольятти Сергей Андреев, и нынешний директор театра Янина Незванкина публично высказывались за то, чтобы Наталья Дроздова осталась в театре в качестве художественного руководителя. Пока Наталья Степановна продолжает курс лечения. А спектакли с ее участием (они занимают заметное место в репертуаре) заменяются другими, и судьба их тоже остается неясной. Как стало известно редакции АКИ, в ближайшие дни в мэрии состоится встреча Натальи Дроздовой и мэра Тольятти Сергея Андреева. Возможно, она что-либо прояснит в ситуации, сложившейся вокруг театра.

6 декабря в репертуарном плане «Колеса» стоит один из самых заметных спектаклей театра с участием Натальи Дроздовой – «Оскар и Розовая дама». Будет ли и он заменен? До настоящего времени это остается под вопросом. Также неясны и перспективы будущих театральных проектов и премьер.

Уже в этом месяце планировался приезд в Тольятти Бояна Иванова – болгарского режиссера с богатым европейским опытом постановок. Прежняя команда «Колеса» рассчитывала, что он проведет здесь мастер-классы «Школа европейского театра». Теперь команды нет, и проект «подвис». Как и премьера спектакля «Арабская ночь» в постановке Бояна Иванова. Впоследствии организаторы рассчитывали показать спектакль «Арабская ночь» на нескольких престижных европейских театральных фестивалях.

Неясной остается судьба и центральной премьеры юбилейного сезона - «Сирано де Бержерак» в постановке Игоря Касилова, еще одного ученика Глеба Дроздова. Премьеру спектакля планировалось сыграть 2 марта – в день рождения театра…

 

Ирина Портнова, бывший завлит тольяттинского театра «Колесо»:

-У меня большой театральный опыт. Я работала с Глебом Дроздовым в Воронеже, в Тольятти со дня основания «Колеса». Работала вместе с Натальей Дроздовой в течение восьми месяцев в этом году. Это было замечательно! Творческие люди должны быть во главе театра. Иначе творческая жизнь здесь перестает развиваться, и начинается застой. У меня был и негативный опыт, когда директором театра «Колесо» была Татьяна Корабельникова. Не хотелось бы, чтобы этот опыт снова повторился. Поэтому я и ушла. Театр не может жить без творческой перспективы. Сегодня зритель приходит к нам на спектакли. Но через год, если все будет идти так, как идет сейчас, боюсь, он отвернется от театра.

 

Ольга Зорина, завлит и начальник отдела маркетинга театра «Колесо»:

- Сейчас мы пишем открытое обращение к мэру, к городскому сообществу и всем заинтересованным людям, чтобы как-то всех успокоить. Все не так ужасно, как это преподносят за пределами театра. Градус конфликта нагнетается искусственно. Наталья Степановна сама открыто не высказалась ни разу, за нее почему-то всегда говорит кто-то. Люди, которые хотят, как работали, так и работают. Ни один человек не был уволен по распоряжению директора. Хочется, чтобы не было взаимных обвинений, а была конструктивная работа, которая дала бы театру возможность дальше не просто существовать, а развиваться, ставить спектакли.