Новости культуры российских регионов
10 декабря 2012
Поволжье

Европейский мейнстрим из питерского авангарда

Спустя почти пять лет в Самару снова приедет Derevo.

 

В следующем году после долгого перерыва в Самару вновь приедет авангардный театр Derevo. Официальные аккаунты коллектива еще летом сообщали об октябрьских гастролях в Самаре, но что-то не срослось, и самарский показ «Арлекина» отложили до февраля. Знаменитый петербургский коллектив, давно получивший дрезденскую прописку, 25 февраля на сцене театра драмы покажет спектакль «Арлекин».

 

Fysical theatre

Derevo – театр, появившийся в Петербурге в 1980-х, на андеграундной волне где-то между Полуниным и Курехиным. Теперь тот fysical theatre, который делает театр Адасинского, – в общем-то, европейский мейнстрим. Но то Европа, а в России такой невербальный театр – все еще большая редкость. Про Самару и говорить нечего – у нас его даже негде посмотреть.

Спектакли Derevo замешаны на театре абсурда, балете, японском буто и клоунаде. В них почти не бывает слов, очень редко есть внятный сюжет, большую роль играет пластика, хотя и к разделу «современного танца» спектакли Адасинского не отнесешь. Они, конечно, меняются год от года, и последние (по времени) все ближе к тому, что делают европейские «невербальные» режиссеры, в них все больше заимствований из визуального театра, в них (в «Арлекине», который везет в Самару ТКА «Арт Самара», и «Мефисто-вальсе», поставленном параллельно со съемками режиссера в «Фаусте») все важнее театральность и тема театра. В знаменитом манифесте Адасинский отказывался от понятий «роль», «актер», «театр», но то было давно.

Руководитель театра Антон Адасинский, человек-оркестр, шесть лет отработал в «Лицедеях» Полунина, в 1988‑м создал свой театр, в «лихом» 1990‑м переехал с ним в Дрезден и теперь, несмотря на гастроли по всему миру, успевает записывать музыку и выступать с группой «Авиа», снимается в фильмах (Ростовщик-Мефистофель в «Фаусте» Сокурова – это он), танцует Дроссельмейера в «Щелкунчике» Мариинского театра и делает еще много интересного.

 

2008

Театр Derevo приезжал в Самару в 2008-м, и это было событием года: впервые до нас добрался европейский театральный авангард. Да что там до Самары – коллектив Адасинского тогда впервые выступал в российской провинции. Обычная самарская проблема «кто это будет смотреть?» решилась легко: зал наполовину заполнился завзятыми театралами, наполовину – публикой, которую чаще встретишь в «Ракурсе» и на выставках, чем в залах с бархатными креслами.

Derevo тогда показал два очень разных спектакля. В лирической клоунаде Once, посвящении Вячеславу Полунину, среди нарисованных на картоне домиков, старого радиоприемника и сильно покосившихся стульев разворачивалась любовная история нелепых персонажей. Он (Адасинский), с клоунским носом и в желтых ботинках, влюблялся в Нее – хрупкую, в белой пачке, с мечтательным лицом. В сентиментальных сценках были и смех, и слезы, и любовь.

Совсем другим по интонации и театральной технике был «Кецаль», в котором из хаоса на наших глазах рождался мир. В Спектакле, поставленном по ацтекскому мифу о крылатом змее Кецаль-Коатле, на сцене копошились бритоголовые, в набедренных повязках – не люди даже, а какие-то первосущества, постепенно приобретавшие человеческий облик. В финале мир (вместе с первым рядом зрителей) оказывался залит водой из бочек, стоявших по краям сцены, и это было очень красиво - водные брызги в свете прожекторов и актеры, катавшиеся по этой воде.

А после спектакля журналисты слушали фантастического Адасинского, бритого налысо человека без возраста в рубашке цвета хаки («вот, нашел чью-то в гримерке»), который рассказывал, что театр Derevo – это армия с тренингами и особым питанием, что за 5 часов до спектакля артисты ни с кем не общаются, что Германия выбрала их, а вовсе не они ее…

 

2013

На волне успеха Derevo приезжал тогда еще раз, в ноябре 2008-го, с тем же Once и новым DiaGnose.

Теперь авангардный театр приедет с «Арлекином» – спектаклем, который в 2010-м показывали на Эдинбургском фестивале, а этой весной сыграли в конкурсной программе «Золотой Маски». «Арлекин» видели зрители разных стран, в России, кроме Москвы, играли в Санкт-Петербурге, Владивостоке, Хабаровске и Ульяновске. И вот спустя четыре с половиной года Derevo снова едет в Самару.

Критики пишут, что с «Арлекином» театр Адасинского окончательно переходит из петербургского авангарда в европейский мейнстрим. В этом играющем с комедией дель арте спектакле режиссер, прежде манифестировавший отказ от самого понятия «театр», признается в любви к сцене. «Антон Адасинский играет «Арлекина» про то, как, удалившись за тряпичные кулисы нищего бродячего балагана, живчик-паяц превращается в смертельно уставшего человека, деревянные члены марионетки обретают плоть и кровь, а сквозь маску заглавного героя проступают черты вечно страдающего Пьеро. Сытный соус явных и бессознательных культурных аллюзий – в большей степени на Феллини и Пикассо, нежели на Блока и Судейкина – не дает воспринять «Арлекина» иначе, кроме как признанием господина Адасинского в чистосердечной любви к миру рампы, подмостков и закулисья», – пишет Дмитрий Ренанский в «Коммерсанте».

Как и другие спектакли театра, «Арлекин» состоит, в первую очередь, из пластики и музыки. Смотреть европейский мейнстрим, замешанный на петербургском авангарде, будем 25 февраля. Пойти, нельзя пропустить – такого уровня театры в Самару приезжают не каждый год. Билеы - в кассе Театра драмы.