Новости культуры российских регионов
27 ноября 2012
Сибирь

Жажда алых парусов

В Музыкальном театре Кузбасса состоялась премьера мюзикла «Алые паруса».

 Режиссер–постановщик – Дмитрий Вихрецкий, музыка Валерии Лесовской, либретто Ларисы Дреминой.

Багровая флотилия. Странно, но полузабытая повесть-феерия Александра Грина, написанная в 1920-х годах, сегодня вдруг опять начала будоражить сердца. Несколько лет назад явилось сразу несколько вариантов «Алых парусов». С десяток громких постановок по России. Если посмотреть на нынешнюю афишу «Золотой маски», заметишь, что она буквально пестрит «Алыми парусами»: и в номинации «музыкальный театр», и в номинации «драматический». Правда там речь идет о мюзикле Максима Дунаевского по пьесе Михаила Бартенева и Андрея Усачева, где Ассоль – бедная девушка из портового городка пребывает чуть ли не в борделе, отчего ее мечты о волшебном принце под алыми парусами и святая вера в неземную любовь с ним, кажутся окружающим особенно дикими.

Кемеровские постановщики взяли в работу другой материал. Если те «Алые паруса» рассказывали историю скорее остро-социальную, то наши – чисто романтическую. Либреттист Лариса Дремина, приехавшая в Кемерово на премьеру, рассказывает: «Это была мечта моей юности – написать пьесу про Ассоль и Грэя. Любимая книга, любимая история (как, наверное, у любой девочки, взрослевшей в 70-80-е). Никаких собственных интерпретаций Грина мне делать не хотелось – хотелось максимально точно сохранить его речь – цветистую, такую необычную сегодня. Осовременивать его чудесную книгу, мне кажется, грех…». Поэтесса-песенница, Лариса Дремина показала свои наброски певице Валерии Лесовской, та вдохновилась на написание музыки. Так в 2005 году явился мюзикл «Алые паруса». На постановку у авторов денег не было, зато нашлись спонсоры на издание диска. А в 2008 году мюзикл Лесовской-Дреминой поставили в Дубне, на арене водного стадиона. Редчайший случай! Обычно компакт-диски являются последствием громких постановок. Здесь все было наоборот. Таким образом, спектакль в Музыкальном театре Кузбасса – по сути, первая в России театральная постановка этого варианта «Алых парусов».

Дети, родители и негодяи. Можно ли считать эту премьеру удачей? Боюсь показаться грубиянкой с черствым сердцем, но мне кажется, театр все же промахнулся, выбрав для постановки «женский», мягкий вариант мюзикла. Очевидное стремление избежать любой грубости на сцене обернулось тем, что нам явили зрелище приторное до слащавости.

Лучшее, что есть в этом спектакле – сценография (художник-постановщик Светлана Нестерова). Канаты, паруса, трансформирующиеся то в киноэкран, то в род кулис, какие-то мазутные бочки, из которых сделана вся мебель, и странная конструкция на заднем плане, способная превращаться не то в маяк, не то – в капитанский мостик, создают необходимую атмосферу приморского городка. Одновременно – и грубого, и вольного: такого, в котором и могла вызреть мечта о неотвратимости чуда. Особенно хорош тут двигающийся мостик, перекинутый через оркестровую яму. Актеры, то и дело взбегающие на него, невольно должны демонстрировать умение крепко держаться на ногах: его подвижность – как зыбкость океана, как амбивалентность самой жизни. Стильные костюмы в серо-коричневой гамме не выбиваются из общей палитры. Но зато как дерзко и празднично восторжествуют в финале над этой серостью сполохи алых парусов!

Очень интересно распределены роли. В результате на сцене мы видим много новых лиц. И совсем юных (Ассоль, например, исполняет студентка КемГУКИ Жанна Андреева – обаятельная, улыбчивая, игривая и с некоторой чудинкой, которая так личит ей по роли; седобородого и весьма колоритного сказочника Эгля – молодой и резвый Михаил Сабелев). И весьма зрелых, но до сего дня не выходивших на первый план (выразительным получился пьяница Польдишок, погребничий в замке Грэя, в исполнении артиста хора Владимира Макарова).  

Есть в спектакле и запоминающиеся работы второго плана: Александр Хвостенко в роли трактирщика Мендераса хотя и играет явно «опереточного» злодея – с инфернальным хохотом, с мерзкими, липкими повадками – весьма успешно справляется психологически с ролью «обыкновенного негодяя», то есть обывателя, которого ведут по жизни простейшие инстинкты: нажива, похоть, страх за собственную шкуру. Убедителен в роли отца Ассоли и Олег Брылев. Его мягкость, почти женственная, его сдержанные манеры тут весьма уместны. Особенно расцветает артист в дуэте с дочкой – не взрослой Ассолью, а с маленькой девочкой, которую играет пятилетняя Сонечка Брылева. Видимо, подлинные чувства, перенесенные на сцену, помогли и ребенку быть естественной в этом эпизоде, и отцу – весьма органичным.

К удачам спектакля я бы отнесла и некоторые массовые сцены. Особенно – сцену изумления жителей Каперны, увидевших на горизонте «взаправдашние» алые паруса. И вокально, и актерски она сделана очень сильно (хормейстер Нина Степанова, балетмейстер-постановщик Юрий Писаревский).

Иллюстрация чувств. Увы, неудач в этом спектакле можно насчитать гораздо больше. Начиная с материала. Буквально точное перенесение в сценическую речь речи прозаической не спасло от известной беды: персонажи  тут, почти все поголовно, говорят длинными, книжными, неестественными оборотами. Отчего кажутся всегда чересчур приподнято-пафосными, надоедливо «романтичными». Капитан Грэй (Константин Круглов), так истошно стремится делать «только добро», что вместо сдержанного героя похож, скорее, на суетливого и пересахаренного галантерейного ухажера. Отец Ассоли Лонгрен, когда вступает в диалог с жителями Каперны или повзрослевшей дочерью, говорит с интонацией лозунгов и призывов (ну, или с патетикой «последнего слова»), что тоже не добавляет доверия его речам. Тем же чрезмерным пафосом грешат и интонации Мэри, мать Ассоли (Любовь Ефимова). Получается, что общий приподнятый тон речей сливается в один монотонный прибой, как на партийном собрании времен застоя.

Вообще спектаклю, к сожаленью, не удалось избежать этой беды – некой неуловимой фальши, которая столь часто проникает в сложный жанр мюзикла. Особенно если речь приходится вести о вещах действительно возвышенных. Часто спасением тут является музыка. Что выглядит неестественным и приторным на словах, в ариях и дуэтах кажется трогательным и нежным. Но мюзикл Валерии Лесовской – не тот случай. В нем нет ни одной запоминающейся мелодии, ритмы и музыкальные темы тут в общем-то однообразны и просты, аранжировка их малоинтересна. К тому же отсутствие живой музыки (спектакль идет под фонограмму, хотя артисты поют, понятно, вживую) значительно понижает достоверность чувств. Не способствует тому и наличие микрофонов у вокалистов. В результате  всех этих технических ухищрений публика – да, хорошо все слышит и внятно понимает. Но искренности переживания это не способствует.

Может быть, я так придираюсь к этому спектаклю, потому что сама очень люблю эту повесть Грина? Точнее, не столько повесть, сколько саму ее идею: о необходимости творить чудеса, если это тебе под силу, о неотвратимости счастья, о возможности сохранить себя в чистоте и идеализме, даже если весь окружающий мир исповедует совсем иные ценности. Ведь «Алые паруса»  стали книгой на все времена не из-за каких-то выдающихся литературных достоинств. А из-за того, что эти идеи на самом деле близки каждому думающему человеку. И я понимаю тоску публики по «разговору о главном». Множество молодых лиц в зале – убедительное свидетельство того, что юный зритель жаждет такого разговора. Жаль только, что искреннюю интонацию в нем подменили иллюстрацией чувств.