Новости культуры российских регионов
26 ноября 2012
Поволжье

«Ракурс» показал новый фильм Авдотьи Смирновой

В самарском киноклубе прошел показ новой ленты Авдотьи Смирновой «Кококо».

 

Продолжая линию своих предыдущих лент, режиссер сталкивает интеллигенцию и народ и показывает, какие смешные казусы могут из этого получиться. А получается легкая комедия с замечательной актерской игрой.

В «Кококо» рассказывается о встрече петербургского этнографа-музейщика Лизы (Анна Михалкова) и екатеринбургской простолюдинки Вики (Яна Троянова). Первая увлекает вторую миром интеллигенции с рассуждениями о судьбах России, бессмысленными митингами и разговорами о науке, искусстве. Вторая очаровывает первую разгульным образом жизни с вечеринками, беспорядочным сексом и бесконечными возлияниями. Поначалу Лиза с избытком помогает Вике компенсировать недостаток духовной жизни и даже устраивает ее на работу. А Вика учит Лизу проще смотреть на вещи и расслабляться душой и телом. Симбиоз героев продолжается до тех пор, пока не становится ясно, что противоположности пусть и притягиваются, но не сочетаются. К тому же довольно скоро становится ясно, что светская жизнь одной героини и распущенность другой — всего лишь попытка убежать от неотвратимого одиночества. Обеим нужно то главное, чего хочет большинство женщин — надежное мужское плечо, хорошая семья. Но этого нет и приходится растрачивать жизнь на митинги, пустые беседы о защите кандидатских и пьянки.

«Кококо» справедливо названа «вечной комедией русской жизни». В центре фильма, как и в прежде снятых Смирновой картинах, показано столкновение двух представителей совершенно разных социальных слоев (на сей раз — интеллигенции и народа), которые тянутся друг к другу, но понять друг друга никак не могут, и выходит из этого один фарс.

Пропасть между интеллигенцией и народом и в XXI веке остается огромной. Это только в книгах Толстого графы счастливо сосуществуют с крестьянами. В реальности же им легче не пересекаться и любить друг друга на расстоянии, потому что они все равно не уживутся и вскоре поубивают одни других.

Смирнову интересует вечный парадокс легко идущего по жизни, ничем не жертвующего человека из народа, которому дается многое, и интеллигента, который обречен на вечные лишения и в итоге остается ни с чем. Лиза никак не разберется, почему простой, пусть харизматичной, но недалекой девушке из провинции счастливая жизнь в Петербурге обеспечена, а вот столичная интеллигентка, страдающая «за Россию», должна буквально пылиться в музее. Лиза с ее борениями не способна не то что найти нормальную работу, она не может удержать мужа. А Вика в считанные дни легко устраивается в столице.

Гениально сыгранная история Вики и Лизы, за роли которых Анна Михалкова с Яной Трояновой вполне заслуженно получили приз за лучшую женскую роль на «Кинотавре-2012», смотрится весело и на одном дыхании, как старые советские комедии, где что ни реплика — то афоризм, что ни сцена — то сюжет на века.

Смирнова показывает, что обоюдное влечение интеллигенции и народа будет вечным и что всегда оно будет оканчиваться трагикомедией. Единственное, что не получилось у режиссера, - это внятно завершить «Кококо». Но у подобных историй финала быть не может по определению, они обречены на вечное повторение.