Новости культуры российских регионов
9 ноября 2012
Москва

«АРГО» ДЛЯ ВНУТРЕННЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Только что новое произведение Голливуда фильм «Операция «Арго» взял «Оскара». Что тут сказать? «Оскар» в очередной раз подтвердил, что является, скорее, чисто национальной наградой Америки, а сам фильм заставляет сделать предположение о скором вторжении

Текст: Елена Ольшанская

2012 г.

 В фильме встают события 1974 года, которые на самом деле происходили накануне государственного переворота. Сбежавший после неудачной попытки вестернизации Ирана шах Мохаммед Реза Пехлеви умирает от рака в США. Хоть он и находится на последнем издыхании, ненависть иранцев к нему не ослабевает. Они требуют выдать шаха и осаждают американское посольство. Во время штурма шестерым работникам посольства удается сбежать  и спрятаться в доме канадского посла. Их нужно как можно быстрее оттуда вывезти, потому что несмотря на всю свою дикость, иранцы умеют считать, а значит, быстро обнаружат, что шестерых человек среди заложников не хватает. А также установят их личности. Порезанные в спешке документы и фотографии восстанавливаются по маленьким кусочкам. И с минуты на минуту лица сбежавших американцев окажутся в руках у народных мстителей.

Осуществить опасную и благородную операцию по вывозу своих сограждан отправляют специалиста по тайной эвакуации Тони Мендеса (актер Бен Аффлек, он же - режиссер). Именно ему приходит в голову блестящая идея выдать тех шестерых за членов съемочной группы из Канады, которая выбирает в Иране натуру для съемок нового фильма «Арго». Всесильное ЦРУ немедленно организует фальшивую информацию о запуске нового фильма, привлекает к этому известных голливудских продюсеров, снимает площадку и офис. В общем, все по-взрослому.  Наконец,  Тони Мендес прибывает в Иран и операция начинается.

 

Чего не отнимешь у Голливуда, так это умения создавать напряжение во время действия. И не столь важно, что делается это достаточно незатейливыми и не очень оригинальными методами. Главное, что работает на сто процентов!

…Вот злобный революционер, задержавший лжекиногруппу в аэропорту для проверки, звонит в Лос-Анжелес, чтобы подтвердить информацию о них. Вот он набирает номер… А в это время продюсеры не могут пройти к офису, потому что на их пути идет другая съемка... Телефон в офисе начинает звонить, а продюсеры еще на улице… Телефон разрывается, а они только-только подходят к дверям… Иранец уже готов повесить трубку (а вслед за ней и самих американцев), как в последнюю секунду один из киношников хватает телефон и успевает  выдать нужную информацию. И так на протяжении всего действия. Так называемые «корючки» цепляются одна за другую и держат зрителя на хорошем крючке, не давая расслабиться.

Можно было бы сказать, что на этом достоинства этого фильма заканчиваются. Потому что по большому счету в нем нет никакой особой художественной ценности. Ни оригинального киноязыка, ни интересной актерской игры, ни психологических взаимоотношений и поворотов. Мы видим довольно банальный экшн из быстромелькающих эпизодов, хоть и нанизанный на жесткую сценарную структуру. Но, конечно же, достоинства фильма не исчерпываются одним только саспенсом, потому что иначе ему бы никак не дали «Оскара».

В фильме есть самое важное – демонстрация Соединенных Штатов, как нации великих людей и показ жителей Ближнего Востока, как самых настоящих злобных орков. По каждому поводу они выпучивают глаза, горланят резкими и неприятными голосами, вешают американцев на строительных кранах и готовы порвать заживо любого, кто имеет отношение к Соединенным Штатам. Зато американцы – не пример им! Они собранные, сдержанные и решительные, они человечные, добрые и храбрые.

Эта тема проходит от начала и до конца.  Начиная с того момента, когда сотрудники посольства быстро и слаженно уничтожают все документы и заканчивая предфинальной фразой одного из руководителей ЦРУ, обращенной к главному герою, спасителю Мендесу: «Картер сказал, что ты – великий американец!». Между делом показывается любовь молодых супругов, работавших в посольстве и как бы, мимоходом делается маленький, но важный акцент - молодой муж мог бы вовремя свалить из взрывоопасной страны, но остался, влекомый патриотическим чувством ответственности. 

 

Вообще, патриотизм американцев и их забота о каждом своем гражданине не может не вызывать уважения. Так и хочется сказать – нам бы так! Но в данном случае мы говорим о кинопроизведении, которое предназначено для показа мировому зрителю. И в этом «данном случае» нас это раздражает. Потому что, несмотря на усиленное очернение и так смуглых жителей Востока, совершенно очевидна истинная причина интереса Америки к Ирану – слишком уж много у них нефти. С точки зрения властителей мира этот непорядок исправить. Но это, согласитесь, совсем другая история, не имеющая отношения к киноискусству.