Новости культуры российских регионов
4 ноября 2012
Дальний Восток

По местам былого бесславия

К Всемирному дню архитектуры открылась фотовыставка «По следам «Дальстроя» в Якутии».

Уникальные материалы экспедиций, в которые хабаровские и якутские архитекторы отправлялись в течение пяти лет. Маршрут пролегал следующим образом: Якутск – Хандыга – Тополиное –  Оймякон – Усть-Нера. Главными точками внимания исследователей стали  объекты, возведенные в 1930-х – 1940-х годах строителями «Дальстроя» – организации, которая должна была обеспечить строительную базу для дальнейшего длительного, комплексного освоения и эксплуатации ранее необжитых территорий северо-востока страны. Как отмечают авторы этого проекта, основу производственной структуры, ориентированной на добычу золота, должны были составить сети транспортных магистралей, от которых зависело снабжение приисковых районов необходимыми материалами и продовольствием. Поэтому длительное время главной задачей «Дальстроя», центральным направлением его деятельности было строительство мостов и дорог, связывающих прииски с перевалочными базами. Столь активное освоение северных территорий в эти годы было связано с индустриализацией страны и необходимостью поиска и разработки собственных сырьевых баз по добыче полезных ископаемых для быстро развивающейся промышленности.

Для воплощения столь грандиозных планов требовалась серьезная рабочая сила. Ею стали заключенные исправительно-трудовых лагерей системы ГУЛаг, которые работали в экстремальных условиях, добывая уголь, руду, золото.  Поскольку рабсила была особой, что-то вроде расходного материала, условия определялись соответствующие: непосильные нагрузки, плохое обмундирование, плохое питание. Итог: смерть сотен и сотен от холода, голода, болезней. Одни умирали, присылали других. Так осваивалась Колыма.

Говоря об экспедиции архитекторов и фотографов по маршруту строителей «Дальстроя», один из организаторов проекта доктор архитектуры, заслуженный архитектор России Николай Крадин подчеркнул: «Лагерей были сотни, мы смогли обследовать лишь единицы, и осталось еще много нераскрытого и неисследованного и поэтому необходимо продолжить эту работу по сбору материалов по увековечению памяти людей погибших в годы сталинского террора».  

На фотовыставке можно увидеть уникальные работы, запечатлевшие полуразрушенные лагерные вышки, бараки, перекрытия деревянных мостов, остатки колючей проволоки, сломанные лопаты. И все это в окружении прекрасной природы, серых лент дорог, проложенных зеками. Их нечеловеческий труд во многом оказался напрасным. Архитекторы говорят, что сегодня со строительством бетонных мостов, реконструкцией дорог старые мосты окончательно разрушаются, уходят в небытие как трагические  памятники нашей истории. «Мы знаем монументальную архитектуру сталинской эпохи, а здесь мы увидели архитектуру подавления человека», –  очень точное замечание одного из участников экспедиции.

Эта выставка, отметившая на дальневосточной карте точки былой славы и бесславия, стала импульсом к тому, чтобы выступить с инициативой и организовать конкурс на разработку проекта памятников заключенным – строителям «Дальстроя». Их возведение возьмут на себя молодежные строительные отряды на ключевых местах и в населенных пунктах.