Новости культуры российских регионов
2 ноября 2012
Москва

«Лживый свет моих очей»

Российская премьера скандальной оперы самого известного итальянского модерниста.

Академический музыкальный театра имени К.Станиславского и В.Немировича-Данченко и Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского представляют проект «Новый музыкальный театр» (НОМТ), в рамках которого 22 и 23 ноября 2012 г. на малой сцене Музыкального театра имени К.Станиславского и В.Немировича-Данченко состоится российская премьера скандальной оперы самого известного итальянского модерниста Сальваторе Шаррино «Лживый свет моих очей» (Luci mie traditrici).

 Проект реализуется при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Итальянского института культуры в Москве и направлен на развитие нового музыкального театра в России.

 Новый музыкальный театр расширяет границы привычных жанров, исследуя возможности создания интердисциплинарных форм музыкального, театрального, танцевального и визуального искусства на основе современных технологий и средств мультимедиа.

Задачей проекта является создание условий для интеграции российского музыкального театра в общеевропейский контекст. Это принципиально отличает НОМТ от уже существующих институтов театральной жизни в России: оперных театров, осуществляющих репертуарную политику, театральных фестивалей, импортирующих готовую продукцию, и музыкально-театральных мастерских, нацеленных на создание экспериментальных работ.

Сценическая реализация одной из самых интересных авангардных опер станет пилотным спектаклем НОМТ. Опера «Лживый свет моих очей» (Luci mie traditrici) Шаррино, написанная в 1998 г. и поставленная музыкальными театрами Франкфурта-на-Майне, Лиона, Пассау, Вены, в 2008 г. ставшая самым заметным событием Зальцбургского фестиваля, в России прозвучит впервые.

Либретто, сделанное композитором по пьесе Джачинто Андреа Чиконьини «Предательство ради чести» (1664) на основе реальных событий из жизни Карло Джезуальдо ди Венозы, композитора-маньериста позднего Возрождения, основано на принципах театральной эстетики эпохи, преломленных в постмодернистском ключе. Символические атрибуты – время суток (утро, день, вечер), клятва в любви, измена, ревность, охота, аромат цветка, запах крови – устанавливают связь между эротическими желаниями и смертью. Работая в жанре авангардно-символистского музыкального театра, Шаррино пытается вернуть опере ее изначальное значение – dramma per musica. Рафинированное звуковое пространство сочинения отталкивается от гармонических вольностей регламентированной эпохи, создавая сонограмму душевных мук героя, который, совершив убийство, пишет прекрасные мадригалы.

В качестве солистов в спектакле примут участие Екатерина Кичигина (сопрано), Андрей Капланов (баритон), Татьяна Абраменко (меццо-сопрано), Павел Глядешин (тенор). За танец отвечает Анна Абалихина. Музыкальным руководителем и главным дирижером постановки выступит Игорь Дронов, автором эксклюзивной сценической версии – итальянский режиссер Катерина Панти Либеровичи, исполнителями – солисты ансамбля «Студия Новой музыки».  Художественный руководитель проекта  Владимир Тарнопольский.

 

СПРАВКА

Катерина Панти ЛИБЕРОВИЧИ (Италия)

Окончила Академию музыки имени Джузеппо Верди в Турине, где изучала теорию музыки, а также занималась вокалом и игрой на кларнете. В 1982 г. начала работать в театральной компании La Congrega degli indomiti. В 1992 г. получила диплом Школы драматического искусства Scuola del Taetro Stabile под руководством Л. Ронкони. С 1994 по 1997 годы работала ассистентом режиссера в миланском театре «Ла Скала». В качестве ассистента режиссера сотрудничала с Л. Ронкони, Ф. Дзефирелли, Ж.П. Поннелем, Дж. Стреллером, Л. Кавани, Й. Шлезингером, А. Кригенбургом и др. В 2010 г. участвовала в постановке оперы Шарино Luci mie traditrici в Опере Франкфурта-на-Майне (режиссер – Кристиан Паде, копродукция Франкфуртской оперы и Cantiere Internazionale d'Arte Монтепульчано).В 2005 г. выступила режиссером восстановления спектакля Дж. Стреллера «Фальстаф» Верди в Большом театре России. Как режиссер-постановщик сотрудничает с театрами Франкфурта-на-Майне, Потсдама, Бергамо, Нови Сад, Загреба. Проводит международные мастер-классы по режиссуре и сценическому мастерству для певцов, руководит кастингами.

Екатерина КИЧИГИНА (сопрано)

Окончила Российскую музыкальную академию имени Гнесиных по классу хорового дирижирования и сольного пения и аспирантуру при Московской консерватории под руководством Н.Л. Дорлиак и Г.А. Писаренко. Дипломант международных конкурсов в Памплоне (Испания) и Калининграде (Россия). С 1995 г. является солисткой «Новой оперы», исполнительницей Реквиема Дж. Верди, главных партий в спектаклях «Паяцы», «Демон», «Евгений Онегин», «Мария Каллас» и др. Активно сотрудничает с коллективами, исполняющими классическую и современную музыку в России и за рубежом. С момента основания ансамбля «Студия Новой музыки» регулярно участвует в его проектах. Совместно с ансамблем Екатериной Кичигиной исполнены десятки сочинений композиторов ХХ века, в том числе несколько мировых премьер, а также записан ряд компакт-дисков.

Андрей КАПЛАНОВ (баритон)

Родился в 1983 г. в Москве. Начал заниматься игрой на скрипке под руководством Т.Э. Комарницкой. Поступил в Музыкальный колледж имени А.Г. Шнитке на дирижерско-хоровое отделение (класс ст. преп. Л.А. Степчковой). Окончил дирижерско-хоровой факультет Московской консерватории (класс дирижирования хором проф. Л.З. Конторовича, класс симфонического дирижирования доц. С.Д. Дяченко) и аспирантуру при консерватории по специальности «хоровое дирижирование». Преподавал дирижирование и вел хоровой класс в Московском государственном педагогическом университете. С 2009 г. является хормейстером хора Храма Христа Спасителя (регент – И. Толкачев). Под его управлением в ноябре 2009 г. впервые в Москве прозвучала кантата Б. Мартину «Очищение источников». Руководитель вокального ансамбля «Эйдос», в состав которого входят выпускники Московской консерватории и Российской академии музыки. Вместе с коллективом осуществил ряд российских премьер сочинений Я. Ксенакиса, Л. Берио, Л. Ноно, Ф. Караева, Л. Донати, Ф. Фрези, А. Стенберга, Дж. Коллеоне. С 2012 г. – солист Хорового театра Бориса Певзнера.