Новости культуры российских регионов
26 октября 2012
Центр

Дважды отличник

В зале на Кирова работает юбилейная выставка Александра Ворошилина.

Этот художник общается с воронежским  зрителем с похвальным постоянством. И не в одиночку прославляет, не побоимся высокого слога, фамилию:  семья Ворошилиных – тот триумвират, который вместе и в жизни, и в творчестве. Соответственно – на выставках тоже, где компанию родителей, Александра и Ирины, с недавних пор дополнила дочь Анна, убедительно доказавшая, что природа отдыхает на детях  талантливых людей далеко не всегда…

Не случайно начинаю рассказ о персональной выставке Александра Ворошилина, что открылась в выставочном зале на Кирова, с семейной темы. Ее наличие (и развитие!) – одно из счастливых обретений автора, который к своему 55-летию достиг, пожалуй, главного: творческой самостоятельности и человеческой определенности. Заметим,  что первое без второго, как правило, не существует. И наоборот – если  речь идет о настоящем  художнике. Как раз наш случай… 

Высокие ноты

Семьдесят произведений в разных техниках: преимущество – за живописью, но горячие эмали на меди, работы в техниках фьюзинга и тиффани не менее ярки и оригинальны, чем написанные маслом. Александр и в плане жанров  полифоничен, многовариантен: пишет портреты, пейзажи, натюрморты, философской направленности вещи, которые отличаются особой авторской органикой. Последние, на мой взгляд, отчетливее  всего обозначают внутренний строй, человеческую, опять же, содержательность художника. Он умеет придумать – и подать свою придумку образно. Отчасти – декоративно, но в этой декоративности нет натянутости, искусственности.  А еще она музыкальна: Александр  по творческой своей сути – человек-оркестр. Который стремится брать верхние ноты, складывать их, условно говоря, в красивые музыкальные фразы – и эти  попытки самодостаточны. Наш автор – не созерцатель, он – деятельный преобразователь действительности. Художник, способный растормошить, «растолкать», а где-то и спровоцировать зрителя –  работы  Ворошилина активны. И всегда позитивны: нет в них такой, знаете, псевдорусской унылости и астении, минора, замученного тяжелой неволей обстоятельств.

По святым местам

Член Союза художников России Александр Ворошилин, будучи архитектором по  образованию (окончил  архитектурный факультет Воронежского инженерно-строительного института), профессиональную выставочную деятельность начал в  далеком 1982-м. За годы, прошедшие с тех пор, участвовал в десятках выставок в России и за рубежом. Одним из первых воронежских художников представлял русское искусство в Западной Европе в перестроечную пору. Что можно было бы увидеть на юбилейной выставке, объедини она все сделанное Александром?  Утопия…

– Выставлено  то, что накопилось за последние два года, – пояснил юбиляр. – Некие впечатления, размышления о жизни. Достаточно сложно собрать воедино большее количество работ, поскольку многое приходится отдавать в руки  коллекционеров, в музеи.

– Обратила, Саша, внимание на то, что тематика  произведений – в основном, духовная.

– Так получилось отчасти само собой. Видимо, на размышления духовной направленности «сработали» наши семейные поездки по святым местам – в Суздаль, в Переяславль-Залесский. Очень яркие впечатления они оставили – много и этюдов было написано после, и работ на библейские темы.

В соавторстве с протоиереем

– В православных выставках приходилось участвовать?

–Да, неоднократно. В  этом, например,  году мы с Ириной выставлялись в Белгороде – выставка называлась «Возвращение к свету». В ее рамках участвовали в совместном проекте с благочинным Ракитянского района Белгородской области, протоиереем Николаем Германским  – он представлял  литературную часть, стихи и прозу. У него как раз книга новая вышла. Человек интереснейший, и место, где он живет и работает – необычное. В  поселке Ракитное есть храм, в котором служил известный на всю Россию старец, Серафим Тяпочкин – о нем  Николай Германский очень много материалов подготовил. А мы с супругой его книгу оформляли.

– Такое многообразие умений, освоенных техник, приемов и методов… Что дальше, интересно? Пятьдесят пять – цифра солидная, но не для плодовитого художника…

– Дальше – как Бог даст. Работать и работать, а что получится – трудно сказать. Главное – желание есть, так что будем надеяться на лучшее.