Новости культуры российских регионов
18 октября 2012
Центр

И вот она, нарядная…

В галерее «ХЛАМ» открыта выставка "Воронежская красавица".

Авторов новой выставки в «ХЛАМ»е,  прославляющей культовую  красавицу Воронежа  – два. Отец и дочь Ножкины, Александр и Евгения. И если о первом почитатели  современного изобразительного искусства составили впечатление  давным-давно (и, кажется, во веки  веков), то со второй, посетив выставку,  многие  познакомятся  впервые. Думаю, не разочаруются.

"Его ум был пленен этой девушкой, и любовь к ней ошеломила его; страсть к ней захватила все его сердце, и он вернулся домой, потеряв рассудок…" Цитата из «Тысячи и одной ночи», найденная куратором показа, художником Сергеем Горшковым – тот запев, который рассчитан на отклик (одобрение) единомышленников. Ведь на классическую воронежскую красавицу пикантные барышни Ножкиных никак не тянут. Не говоря уж о гламурной...

С чувством  глубокого удовлетворения

Сочные, жизнерадостные, без комплексов. В ярких, а то и аляповатых одеждах… Гравюры  Александра  Ножкина и объекты  Евгении – художницы, активно ищущей собственный путь в искусстве – представляют «образы прекрасных женщин Воронежского края», увидев которые зритель, «заточенный» на актуальное искусство, с чувством глубокого удовлетворения отметит: разница между реалистичной «конституцией » записных  красоток и  прелестями дам,  презентуемых изобретательными Ножкиными,  подобна пропасти…

Семейная экспозиция построена в форме диалога между отцом и дочерью.

– Отец играет с дочкой, – комментирует предложенный видеоряд Горшков. – Балует ее. А иногда – учит. Дочь внимательно слушает отца и делает то, на что он ее нацеливает: занимается рукоделием, выполняет папины поручения, смеется над его шутками.

Сергей уверен: воронежские красавицы настолько прекрасны и совершенны на гравюрах Александра  Ножкина, что их легко принимаешь за ангелов. Женя,  соглашаясь с отцом, заимствует темы и образы его произведений. Но…

В отличие от призрачно-иллюзорных персонажей отцовских гравюр,  Евгения создает объекты, которые имеют не только яркий и привлекательный вид, но и являются осязаемыми. И приятными на ощупь. Ее красавицы словно по волшебству сошли с крошечных гравюрок и стали  живыми изображениями прекрасных и веселых женщин воронежского края, –  замечает Сергей Иванович.

Папина дочка

Первый вопрос к Евгении продиктовала объективная реальность, она же – трагическая ситуация: ее талантливого папу убили, что называется, на взлете. Человек был полон творческих планов и сил, хотя и уже сделанного на тот момент хватало для того, чтобы имя Александра Ножкина знал и чтил грамотный воронежский зритель. И не только воронежский – художник обрел довольно широкую известность как в других городах страны, так и за рубежом.

– Не страшновато, Евгения, выносить на зрительский суд свои произведения рядом с отцовскими – ответственность-то велика? Имя – новое, хоть и фамилия та же… Или это обстоятельство, наоборот, помогает?

  Честно говоря, страха у меня нет. В мысленном диалоге с папой я понимаю: ему бы понравилось то, что я сделала. Он бы это одобрил. Мне кажется, я смогла уловить и передать тот внутренний мир, которым одухотворены его вещи. Конечно, не претендуя на большее: эти работы, несмотря на видимую простоту, отличаются скрупулезной проработкой мелких  деталей. Детали у него – всегда точны. И я отдаю себе отчет в том, что мой папа, как минимум, профессиональней меня.

– Ну, повторять художника «один в один» – путь, в общем, тупиковый…

– Конечно. И я не делала копий с папиных работ; хотелось показать свое. Хотя во многом наши «сочинения» похожи.

Кроме того, что художница Евгения Ножкина –  благодарная папина дочка, она – выпускница художественно-графического факультета ВГПУ. Для дипломного проекта выбрала гобелены: представленные на выставке в «ХЛАМЕ», эти уютные произведения говорят о том, что их автор прекрасно чувствует и фактуру материала, с которым имеет дело, и общий колорит работы.

– Мне не хотелось делать свои гобелены яркими, из цветастой пряжи – то есть, такими, какими их принято делать, – поясняет Женя. – Поэтому решила выполнить эти вещи в двух цветах, стараясь, во-первых, передать серый цвет бумаги, на которой существуют папины гравюрки. А во-вторых –  используя темно-коричневый  цвет для собственно изображения, имитировать краску, обычно применяемую для офортов.

В сторону объема

Пока Евгения не знает ответа на вопрос, в каком направлении  будет развиваться дальше. Логично предположить, что организация выставки в соавторстве с отцом – всего лишь этап, отдающий должное  светлой памяти Александра Ножкина и его искрометному, веселому дару. А в будущем дочь прочертит свою, судя по всему, линию.

– Я недавно поняла, что мыслю тогда, когда работаю, – поделилась художница. – Именно в процессе работы приходит какое-то новое понимание профессии. Возможно, буду продолжать разрабатывать сегодняшнюю стилистику, возможно – она явится опорой, основой для будущих поисков.

– Что касается поиска – вы и сегодня его демонстрируете.

– Мне хотелось отойти от черно-белых двухмерных гравюр,  выполненных папой, в сторону некоторого объема.  Потому что я  в произведениях отца очень хорошо этот объем  вижу. Отсюда – группа работ, абсолютно оторванных от листа бумаги: одеяльца, куклы.

Собственно, куклы  Евгении Ножкиной (а на одеяльцах – тоже они) ассоциируются с воронежской красавицей в первую очередь. Для просмотра прелестных миниатюрок Александра надо подойти к ним вплотную, а Женины творения (в отличие от гобеленов – броские) в глаза, что называется, бросаются издалека. И великолепно работают на создание  веселой выставочной атмосферы. Неслучайно открытие вышло ну очень душевным (впрочем, для «ХЛАМа» это не нонсенс) – народ, приняв предложение  приглашенных музыкантов, без всякого стеснения, с видимым  удовольствием распевал «Подмосковные вечера»  и иже с ними. Какая ж, в самом деле, красавица без песни? Тем более, воронежская?..

Как дети

Отдадим должное директору галереи Алексею Горбунову: он без устали пропагандирует  творчество Александра Ножкина. Который, бесспорно – ярчайший представитель современного искусства, тут повториться не грех. Персональные выставки художника (помнится «Санькино рассказанье» и другие) собирали в «ХЛАМ», помимо знатоков  и ценителей актуализма всех видов,  даже народ, до того годами на публичных мероприятиях не появлявшийся. Но дочь признанного мастера, заметил Алексей Юрьевич, выставилась в галерее  вовсе не благодаря родственной с ним связи. Согласно концепции выставки, тонко разработанной куратором, Евгения интересна как полноправный  ее соавтор.

Одна, правда, посетительница, отрекомендовавшаяся сотрудницей детского сада, с улыбкой заметила: «У нас подготовительная группа таких куколок делает!» Прекрасно, что ж: этот милый вердикт  говорит лишь о том, что Евгения может похвастаться  свежим  взглядом на вещи. И не боится рисковать – казаться наивной. Так, как умеют дети. А сохранить в себе детскость, уже имея замечательного  сыночка, маленького Сашу Ножкина (внука  Ножкина-большого) – залог,  мне кажется, честного творчества. Которое молодая художница и демонстрирует – нет, не на уровне детского сада, разумеется. Это только видимость. На которую, в принципе, и расчет…