Новости культуры российских регионов
17 сентября 2012
Поволжье

Вес любви

«Ракурс» открыл сезон меланхоличным мюзиклом Кристофа Оноре.

В большом зале Дома актера открылся 33-й сезон самарского киноклуба «Ракурс». По традиции, он начался с концерта изысканной музыки и показа не менее изысканного фильма из разряда «арт-мейнстрим» - новой ленты Кристофа Оноре «Возлюбленные» о наследственной проблеме неразделенной любви.

Показ предварило выступление автора музыкального проекта Mikkai Kumo Лидии Игольниковой, известной своим умением играть на ханге. Когда звуки ханга стихли, директор «Ракурса» Михаил Куперберг вкратце проанонсировал программу сезона и представил фильм.

Новая лента Кристофа Оноре рассказывает историю двух женщин - Мадлен и ее дочери Веры. Героини абсолютно разные по взглядам на жизнь, темпераменту и характеру (актерская игра Катрин Денев), но единственное, что их объединяет - это неразделенная любовь. Куда бы женщин ни занесла судьба - в Париж, Прагу или Лондон, всюду им сопутствуют обаятельные сильные мужчины, готовые поддержать их в трудную минуту и создать с ними семью. Беда лишь в том, что «тот самый единственный» появляется в их жизни слишком рано, когда Мадлен с Верой еще не осознают важности момента и со свойственной молодости неосторожностью совершают непоправимые ошибки, или, наоборот, поздно, когда выбор уже сделан. Чаще всего Мадлен с Верой оказываются в щекотливой ситуации опасного «любовного треугольника», в котором все одинаково безответно влюблены и несчастливы.

Героини как представители разных поколений ведут себя совершенно противоположным образом. Мадлен как человек 1960-х выступает живым воплощением свойственной этому десятилетию «легкости бытия» и всю свою жизнь строит как игру. С одинаковой легкостью она крадет туфли, осваивает ремесло проститутки, любит мужчин и расстается с ними. Вера, напротив, более прагматична и предельно осмотрительна в выборе партнера. Однако любовь, с которой внезапно сталкиваются обе женщины, не приемлет ни свободы, ни аскетизма. И как-то так всегда получается, что Мадлен с Верой оказываются не там и не с теми.

Трагедия несовпадения облекается Кристофом Оноре в форму легковесного французского мюзикла в стиле «Шербургских зонтиков» с нотками меланхолии. Каждый драматический момент фильма сопровождается трогательной лирической песней в исполнении героинь, разделяющих со зрителем свою грусть. Музыкальное сопровождение придает, в общем-то, затасканному и избитому сюжету очарование и снижает мелодраматический градус происходящего.

Интерес к любовным переживаниям, к неуправляемости и мучительности главного человеческого чувства роднит «Возлюбленных» с большинством предыдущих работ режиссера. Только в новой ленте Оноре более четко показывает, что любовь по своей природе независимо от того, есть с тобой любимый, или нет, априори оказывается чувством эгоистичным, неразделенным. С ним человек всегда одинок. Он может пережить разлуку с любимым или даже его смерть, но вот жить с любовью к нему после всего пройденного вместе - слишком тягостно. В одной из песен фильма точно сказано, что любовь «сделана из свинца», она не такая легковесная, как хотела бы Мадлен. Не случайно она понимает это, когда теряет любимого, и осознает, что та самая вереница невстреч, из которых состояли ее отношения с Яромилом, и была главным событием в ее жизни, и что юность уже не вернуть.

Главной «изюминкой» фильма, помимо музыкальной части, является состав и игра актеров. Людивин Санье, а потом и Катрин Денев, создают интересный образ покладистой с большинством мужчин «попрыгуньи» Мадлен. Под стать ей неспособный ценить любовное чувство беспечный Яромил. Интересно, что этого ветреника в пожилом возрасте играет режиссер Милош Форман. Он в «Возлюбленных» воплощает тип излюбленного героя собственных фильмов: раскрепощенной личности, свободной от власти социальных институтов. А Кьяра Мастроянни представляет характер целеустремленной, верной одному человеку Веры. Все актеры одинаково талантливо играют беспомощность, глупость своих героев перед любовью, которая оставляет свои жертвы «с носом».

Этот мудрый, талантливо снятый фильм был бы идеален, если бы не чудовищная для мюзикла продолжительность в два с половиной часа.