Новости культуры российских регионов
2 июля 2012
Поволжье

Жил я впервые на этой земле

Состоялся музыкально-поэтический вечер памяти Роберта Рождественского.

На премьере спектакля-концерта, посвященного юбилею поэта, в этом году Роберту Рождественскому исполнилось бы 80 лет. На вечере в исполнении солистов филармонии прозвучали популярные песни, написанные известнейшими композиторами-песенниками: Арно Бабаджаняном, Евгением Птичкиным, Оскаром Фельцманом. В музыкально-поэтическую программу вошли также воспоминания друзей и близких поэта, дневниковые записи, стихи в исполнении заслуженного артиста России Александра Внукова.

В 60-е годы поэт Роберт Рождественский был словно знамением времени, в 90-е для многих он стал эхом эпохи. Именно в это время, подойдя однажды к полке с недавно изданным собранием своих сочинений, он взял в задумчивости книгу и произнес: «Полное собрание моих заблуждений». «Собрание моих заблуждений...» - это и название программы, спектакля-концерта по творчеству Рождественского.

В Самарской филармонии на протяжении многих лет регулярно шли музыкально-поэтические вечера, посвященные поэту, каждый год что-то менялось, добавлялось. Нынешняя программа, вобрав в себя самое лучшее, словно стала квинтэссенцией предыдущих выступлений.

Спектакль-беседа, спектакль-встреча состоит из воспоминаний друзей поэта - Андрея Вознесенского, Булата Окуджавы, который однажды сказал о Роберте Рождественском, что «это единственный из секретарей Союза писателей, не меченный злом». Когда после смерти Высоцкого многие боялись на газетных страницах разместить некролог, Рождественский выпускает книгу стихов Высоцкого «Нерв».

На спектакле в исполнении Александра Внукова звучат слова, произнесенные и записанные супругой поэта Аллой Киреевой — трогательные, теплые. Именно поэма «Моя любовь», посвященная жене, сделал Роберта Рождественского знаменитым. Причем знаменитости своей он всегда стеснялся, как вспоминала его супруга, оказавшись в публичном месте, пытался спрятаться от пытливых взглядов.

Попав в волну хрущевской оттепели, поэты-шестидесятники Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Бэлла Ахмадулина, Роберт Рождественский начинали печататься в «толстых» журналах - «Нева», «Новый мир», «Москва». Собственные сборники стихов им выпускать не разрешалось, но иногда появлялись маленькие брошюрки, за которыми выстраивались очереди. Публичные чтения начинались в залах институтов, но вскоре выяснилось, что небольшие вузовские помещения не могут вместить всех желающих. И тогда поэты вышли на улицу, на стадионы, на которые собиралось по 14 тысяч зрителей.

На вечере в филармонии были прочитаны дневниковые записи, воспоминания Рождественского о военном детстве в Омске, о музыкальном училище в Москве, о годах учебы в Литературном институте, практически без пауз, без остановок ведущий вечера Александр Внуков переходит от воспоминаний к стихам, одно за другим звучат «Письмо в ХХХ век», «Жил человек маленький...», «Сердце поэта - всегда радар», «Жил я впервые на этой земле»...

Вообще же, если говорить о самой музыкально-поэтической программе, то правильнее было назвать ее моноспектаклем Александра Внукова, который полтора часа держит внимание зрителя, на протяжении всего спектакля единственный актер на сцене ни на секунду не перестает быть интересным, отпуская публику от себя только во время музыкальных номеров. В исполнении артистов филармонии прозвучали известные многим поколениям песни «Я сегодня до зари встану», «Боль моя...», «Мы эхо», песню, которую многие считают народной, - «Сладка ягода».

Роберта Рождественского можно назвать символом ХХ столетия. По-детски искренний и восторженный, он свято верил в то, о чем писал: в любовь к женщине, к родине, к своему замечательному времени. В конце жизни он выпустил сборник «Последние стихи», в котором уже совершенно другой Рождественский - мудрый, ничего себе не прощающий, бескомпромиссный - пишет: «Пришла ко мне пора платить долги...»