Новости культуры российских регионов
1 июля 2012
Северо-Запад

Мариус Стравинский: "Оркестр Карельской филармонии – из лучших в России"

Завершилась эпоха британского дирижера Мариуса Стравинского в истории Карельской филармонии.

Дирижер 28 июня дал прощальный концерт в статусе главного дирижера и художественного руководителя Карельской государственной филармонии. Публика до отказа заполнила зал филармонии, встречала и провожала дирижера овациями.

Накануне концерта он дал интервью.

- Почему вы расстаетесь с симфоническим оркестром Карельской филармонии? Вам поступили интересные предложения - говорят о Мариинском театре? Или причина в другом?

- Когда я приехал в Карелию, речь шла о трехлетнем контракте, а прошло уже пять лет. Откуда-то взялся слух о Мариинском театре, хотя Гергиев в отставку не ушел! (улыбается)

После дебюта в Мариинском театре (21 февраля этого года в Мариинском театре Мариус дирижировал операми Игоря Стравинского «Мавра» и «Соловей». - Н.М.) мне сразу поступили интересные предложения. В сентябре буду выступать с Российским национальным оркестром Михаила Плетнева. Предстоят концерты в Америке, Германии, Японии. В сезоне 2012/2013 я буду сильно загружен, для оркестра не лучший вариант видеть главного дирижера редко. Но время останется и на Карелию, остались обещания перед солистами. С Юлией Игониной сыграем концерт Джорджа Адамса, это будет премьера в России. Планирую выступления с Игорем Федоровым, виолончелистом Рустамом Комачковым.

Мы обсуждаем с руководством Карельской филармонии вариант, при котором я стану главным приглашенным дирижером, чтобы у оркестра не было стресса после ухода главного дирижера.

- Предполагали ли вы в начале сезона, что он станет для вас последним в Карельской филармонии?

- Если честно, я вел себя все годы как страус, который прячет голову в песок. Думал остаться, не смотрел вперед, не загадывал. И в начале сезона еще ничего точно не решил для себя.

- Какие задачи вы перед собой ставили в начале работы в Петрозаводске? Что получилось и что нет?

- До моего появления у оркестра полтора года не было главного дирижера. Не чувствовалось в его игре душевной свободы, полёта, которых мне удалось добиться. Сначала было сложно работать, меня не устраивали отношение к музыке, отношения между оркестрантами. Моей художественной задачей стало обновление репертуара, я его значительно расширил. Теперь мы играем музыку от Рамо до современных композиторов. В каждой моей программе есть премьера - или в России, или в Карелии.

Приглашенные дирижеры, выступая с нашим оркестром, отмечают его плюсы: первое, что он быстрый, второе, что с ним очень приятно работать. Надеюсь, я помог в этом.

Некоторые вещи поначалу не получились. Всегда стоит задача улучшения звука, вкуса. Я всегда старался вложить душу в этот коллектив, оркестр значительно вырос за это время.

- Вы исполняли с симфоническим оркестром музыку Beatles, давали концерты прямо в стенах университета. Вы будете продолжать эту практику и впредь, чтобы привлечь в филармонические залы молодых? Многие это критикуют, считая, что классическую музыку низводят до уровня попсы...

- Я пришел в оркестр с желанием привлечь новую публику, с молодой энергетикой. Может быть, потому, что мне самому было тогда 27 лет. В наших программах звучали и Битлз, и Пинк Флойд. Не знаю, что у меня будет впереди, мне важно, чтобы на концерты приходили новые и новые люди.

Классическая музыка - это такая сказка... Мне жаль, что в западном мире всего 1-2 процента проявляют к ней интерес. Если те, кто не любит классику, придут к ней через Биттлз, их жизнь станет более насыщенной. Я не собираюсь удешевлять свой вкус, но нужно быть более открытым всему новому.

- Михаил Плетнев вряд ли допустит, чтобы с его оркестром играли облегченную музыку, тех же Beatles...

- Российский национальный оркестр Михаила Плетнева входит в топ-20 оркестров мира, это такой тончайший инструмент... Там строго подходят к выбору солистов и дирижеров. Для меня огромная честь, что меня туда пригласили, доверили работать с музыкантами высочайшего уровня.

- Что будет в программе?

- Игорь Стравинский. Это концерт к его 130-летию.

- Карельская филармония находится в трудном финансовом положении - это и отсутствие хорошего зала, и мизерные зарплаты музыкантов, и невозможность приобретать качественные инструменты. Вникали вы в эти проблемы или ставили перед собой только художественные задачи?

- В России принято, чтобы главный дирижер больше занимался артистическими вопросами. Но я должен был вникать во всё и решать проблемы самые разные. Мне важен оркестр, значит, и его бытовые дела. Я старался улучшить положение музыкантов, расширяя круг публики, делая все, чтобы оркестр находился в центре внимания. Было как минимум две поездки в сезон на гастроли в Европу, и это большое достижение для провинциального оркестра

Филармонии нужно новое здание, инструменты, зарплаты необходимо повысить в 2-3 раза. При такой низкой зарплате, какая сейчас, оркестр играет за счет

традиций, которые были заложены в 70-80-е годы. Нужна конкуренция за место в оркестре, которой сейчас нет.

Я всегда думал, что качество равно вкладываемым деньгам. Но наш оркестр - аномалия: мы играем лучше, чем нам платят. Я знаю российские оркестры, где зарплаты гораздо выше, но звучат они хуже нашего оркестра. Оркестр Карельской филармонии - один из лучших провинциальных оркестров России.