Новости культуры российских регионов
8 июня 2012
Москва

"Так что же делает нас такими особенными, такими привлекательными?"

8 июня на основной площадке «Агентства. Art Ru» откроется групповая выставка молодых художников.

Нехитрый американский рекламный слоган, предназначенный в середине 1950х годов для привлечения внимания к проблемам архитектурного дизайна, благодаря выставке «This is tomorrow» и тонкому юмору Ричарда Гамильтона превратился в девиз всего английского поп-арта. Тогда молодым художникам показалась привлекательной броская заокеанская массовая культура – голливудское кино, комиксы, удобно упакованная еда и песни Элвиса Пресли. Ставшая символом свободного молодого искусства, культура поп-арта воплотила дух нового времени – эпохи массового производства и стандартизации, когда созданная масс-медиа среда почти полностью подменила в человеческом сознании реальность. Поп-арт стал искусством молодежного протеста против консервативных ценностей и пуританской морали, против многолетнего господства абстрактного искусства на американской художественной сцене. Неслучайно Роберт Индиана определил его как «резкий поворот к Отцу после пятнадцати лет абстрактного использования Чрева».

В чем же причина того, что, уже, казалось бы, забытый поп-артовский слоган обрел свою вторую жизнь в Москве – в названии выставки молодых художников?

И хотя 60е снова в моде, представленный проект затрагивает проблемы более сложные, более глубинные, чем просто смена вкусовых предпочтений. «Безумной пост-пост-модерн-реальности» (так ласково окрестили наше время кураторы проекта), где уже отгремели раскаты нео-поп-арта и «нового консюмеризма», где новая индустриальная культура уже заявила о себе во всем своем техническом великолепии, свойственно некое чувство пресыщенности, усталости и от нарочитой предметности, и от чрезмерной концептуальности арт-проектов. Альтернативой «заумной депрессивности» современных DOCUMENTA молодым художникам видится беззаботность легкого жанра, та буквальность сюжета, которая была найдена мастерами поп-арта. Программно отрицая скрытые смыслы, они делают видимые образы единственно значимыми, настаивая на поиске некой высшей «красоты» как вечной сверхзадачи искусства. Другое дело, что этот идеал сегодня существует с поправкой на «сверхновую первобытность» Отныне не только аспирин и автомобиль (как это было у Ортеги-и-Гассета) воспринимаются как природная данность, но и умозрительные медийные образы, вращающиеся в виртуальном пространстве мировой паутины. Iphone, laptop, wi-fi не только стали неотъемлемой частью современного быта, изменение ритма жизни сделало беглый, поверхностный взгляд не просто главенствующим, но, пожалуй, и единственно возможным. Молодые художники строят свой мир по законам рекламного бизнеса, в котором важны не столько сюжеты, сколько броскость образов и агрессивная, нарочитая красота, готовая в любой момент обернуться своей противоположностью. Так же как мастера поп-арта когда-то, современные художники не делают различия между «высоким» и «низким», между искусством и китчем, между элитарным и утилитарным. И пусть кому-то может показаться, что эти произведения скучны с художественной точки зрения – они «мучительно банальны». В них есть поп-артовская клишированность образов и стиля, но стиля понятого в постмодернистском ключе, а-ля барочный Джеф Кунс.

Что ж … Sorry, Roy!

И если Лоуренс Эллоуэй назвал когда-то поп-арт «искусством художественного минимума», то представленные в этом проекте произведения можно скорее назвать «торжеством максимума». Они оптимистичны до беспроблемности, красивы до гламурности, позитивны и жизнелюбивы. Они полностью отражают современную мозаичную, цитатную, мультикультурную реальность.

Так что же все-таки делает ее такой особенной, такой манящей? Опубликованное в 1956 году в Ladies Home Journal рекламное объявление давало вполне конкретный ответ – свободная композиция и, главное, смелое использование цвета. Что ж, дерзости и яркости сегодняшним молодым художникам не занимать. Да, здравствует пост-нео-поп!

Кураторы выставки: Анастасия Волкова, Татьяна Дроб

Выставка открыта для посещения: 8 июня - 10 июля 2012 г.