Новости культуры российских регионов
25 мая 2012
Центр

Черед – наступил

В городе прошел областной конкурс чтецов.

«Солистов» набралось  три с лишним десятка: молодые люди, понимающие толк в поэзии и декламации, состязались в областном молодежном конкурсе чтецов «Моим стихам наступит свой черед».  Мероприятие, ставшее традиционным, прошло в Воронежском областном Центре народного творчества (ВОЦНТ), который его и организовал.

Кроме сольных выступлений, конкурсная программа предусматривала показ литературно-музыкальных композиций. Масштабные формы требовали  массовости – коллективы (детские театральные) ее и обеспечили. Правда, сосредотачиваться на сугубо статистических данных конкурса желания мало; есть вещи поважнее.

География с перспективой

Начну – принципиально! – с главного: конкурс показал, что сегодняшних «юношей питают» не только надежды, но и обращения к по-настоящему высокой – и это личное мое открытие  – поэзии. Хорошо помню чтецкие «соревнования», на которых самым популярным  автором был Эдуард Асадов. Не хочу ни в коем случае оскорбить ничью память (и уж, конечно, ничьих поклонников), но когда предпочтения конкурсантов вписываются в сусальное  пространство, ограниченное графоманскими «буду-не забуду» и «руки-муки» – это отдает профанацией мероприятия как такового. Счастье, когда происходит иначе.

Участники из Воронежа и нескольких районов области – уже приличная география для любого конкурса. Но у нашего просматривается еще и четкая перспектива развития – географического, в первую очередь. После увиденного и услышанного я просто уверена: если придать чтецкому конкурсу статус фестиваля – это будет один из самых многолюдных и востребованных  «сборов». И один из самых «профильных» по составу аудитории. Во всяком случае,  не наблюдалось ситуаций, когда бы  люди, «отработавшие» свой номер, покидали зал с печатью на лицах  «без нас – хоть потоп». То есть – при  полном отсутствии интереса к происходящему далее: каждый с пристрастием слушал каждого. Поэтому, может, постфактум никаких разборок – «почему Петю наградили, а Васю нет» – не случилось. Более того, было очевидно, что ребята, слушая друг друга, по ходу дела учатся: после выразительного выступления  «соперники» бурно выражали свои  впечатления  – аплодисментами и криками «браво». Не дожидаясь вердикта жюри.

А учиться, конечно, еще много чему надо. Самый заметный минус на фоне  вышеперечисленных плюсов – неумение иного конкурсанта  прочувствовать текст настолько, чтобы сделать его своим. Чаще происходит обратное: текст воспринимается как средство прилюдного показа себя, любимого, что  естественно для типичного представителя племени младого. Собственно, с расставления подобных акцентов и началась зрелищная часть конкурса.

За строчкой – судьба

– Областной конкурс чтецов открывает вереницу камерных мероприятий, которые пройдут на базе нашего Центра, – проинформировала гостей  директор ВОЦНТ Вера Галюк. – Сегодня мы, как и на момент возникновения организации, богатая история которой началась в довоенное время, занимаемся поддержкой талантливых людей во всех сферах самодеятельного творчества. Ежегодно  по инициативе и при  поддержке департамента культуры проводим до 25 областных, региональных и всероссийских фестивалей, среди которых – «Адрес детства – Воронежский край», «На родине Пятницкого», «Русь песенная, Русь мастеровая», «Песни над Доном», «Савальские россыпи». Сегодняшний, пятый по счету конкурс чтецов – явление того же ряда, позволяющее, кроме всего прочего, достойно представлять Воронежскую область за ее пределами. Поскольку победители  попадают на всероссийские мероприятия.

После того, как собравшимся показали «Страсти по Марине» – фильм,  посвященный жизни и творчеству Марины Цветаевой, способный потрясти даже не самого «тонкошкурого»  зрителя – останавливаться на целях конкурса особого резона не было.

– Очень хочется, чтобы вы понимали: за каждой строчкой, за каждым стихотворением – судьба. Чаще всего – очень сложная, трагическая, –  наставляла молодежь куратор конкурса, старший научный сотрудник ВОЦНТ Светлана Сукочева. – Мы же, выходя с литературными произведениями на сцену, порой забываем о том, что их фундамент – судьба писателя, драматурга, поэта. Надо об этом помнить в первую очередью.  И очень подробно изучать того автора, который взят для представления на конкурсе.

Награды и герои

 Обязательная программа включала произведения Марины Цветаевой, Роберта Рождественского, Игоря Северянина и Самуила Маршака – поэтов, чьи юбилеи приходятся на текущий год. Произвольная «разрешала» чтение стихотворения любимого поэта – на выбор. И до чего же приятным оказался этот «выбор»: Юнна Мориц и Александр Блок, Саша Черный и Николай Заболоцкий, Иосиф Бродский и Андрей Белый, Анатолий Жигулин и Алексей Прасолов…

По итогам конкурсного дня определились десять лауреатов. Обычно в обзорных материалах  не  останавливаюсь на лучших конкурсантах поименно – случай тот, когда правильнее благодарить за участие всех. Но, наверное, на сей раз есть у меня, как у члена жюри, есть право отметить некоторых  награжденных: очень понравились четверо из них. Студент-медик Николай Маракушин, продемонстрировавший умение, подкрепленное личным обаянием, рассказывать чужой текст как собственный. Учащаяся ВУВК им. Киселева Татьяна Солошенко – готовая актриса-чтица, на мой взгляд. Легкость взаимодействия со сценой, ненатужный артистизм  показал студент  ВГУИТ Максим Тормышов. Выделился из ряда и актер россошанской молодежной студии театра РАМС Василий Гребенщиков, который явно и от природы одарен,  и научен многому – благодаря педагогу Галине Хунгуреевой. Спасибо Галине – перехожу от солистов к композициям – не только за Василия; россошанцы  замечательно «показали» композицию по Игорю Северянину  «То было может быть давно, а может быть недавно…» – маленький спектакль, изящный и гламурный под стать поэтике автора, его  пикантному мироощущению. 

Нужна индивидуальность!

Не менее симпатичное впечатление, впрочем, произвел конкурент «РАМСа» – детское объединение «Ди-джей-тинс» Дома детского творчества Советского района под руководством Татьяны Юрьевой.  На контрасте с подчеркнуто театральным, манерным Северяниным выбранный для композиции Юрий Левитанский прозвучал  – в унисон, опять-таки, авторской стилистике – «прямо» и просто до безыскусности, отчасти разговорно.  Опытные  актеры подтвердят – выполнить художественную задачу при таком, нехитром вроде бы, раскладе бывает труднее, чем выдать нечто заковыристое.

– Приходится бывать на многих подобных мероприятиях, но чтобы общий уровень конкурсантов был таким крепким – это редкость, – подвела итоги «дня поэзии» председатель жюри, заслуженная артистка Украины Татьяна Сезоненко. – Поэтому все участники – победители; неважно, получили они лауреатские звания или нет. Было очень приятно видеть, что ребята, выходившие на сцену, получали  удовольствие от присутствия на ней. Я, как и руководители сегодняшних чтецов, тоже занимаюсь педагогикой. И стихами люблю заниматься особенно, хотя это – самое трудное. Что тут важно? Во-первых, дикция: в принципе, здесь все справились, иногда лишь были «зашептывания» и скороговорки  – возможно, от волнения. Дальше – сложнее: нужно обязательно дать понять, что актер хочет сказать стихотворением, почему он выбрал именно его. Обнаружить, что вложил поэт в текст. Так вот: не все понимали то, что читали – некоторые просто рассказывали слова.  Еще момент – нужны  заразительность, кураж, особая энергетика, способная  воздействовать на публику. И, конечно, актерская индивидуальность, отношение к теме; для меня этот фактор – важнейший…