Новости культуры российских регионов
26 апреля 2012
Центр

Наедине со всеми

В Доме актера состоялась презентация книги, посвященной актрисе Людмиле Кравцовой.

«И все-таки мы это сделали!..»  Фразу, запомнившуюся многим, Людмила Александровна Кравцова частенько произносила (иногда – отчасти  с вызовом) с удовлетворением от  результата какого-либо  важного для нее (и почти всегда – автоматически – для всего воронежского театрального мира) начинания.

Те же слова не единожды  звучали  на презентации книги, посвященной светлой памяти  Актрисы. Превосходно изданный том под названием «Без вас бы не было меня…» объединил незавершенные мемуары Людмилы Александровны, воспоминания и суждения о ней коллег, друзей и родных. Их дополнили публикации в периодике, увидевшие свет при жизни народной артистки России и после ее ухода; случилось это в последний день 2010 года.

На высоте

А еще на вечере раз за разом проговаривалось определение «незаменимая»; да, именно так. Сама-то я давным-давно убедилась:  незаменимые – есть. И, без всякого сомнения,  Людмила Александровна – из их благословенного числа. Остается благодарить судьбу за то, что подарила встречи с этой замечательной женщиной. Довольно много встреч – и каждая дарила светом и теплом. На редкость участливым и доброжелательным человеком была Людмила Кравцова, царство ей небесное.

С тех или иных позиций о профессиональных и человеческих качествах Актрисы говорил каждый выступавший на презентации. Не дежурно, искренне, по существу.  Но царила в тот вечер на сцене одна она. Публика, собравшаяся в большом зале Дома актера, смотрела на большой экран с фотографиями Людмилы Александровны: эффектные театральные крупные планы и простенькие снимки из домашнего архива. Слушала фрагменты воспоминаний, начатых с самого раннего детства, прошедшего в Воронеже, которого тоже больше нет. И, конечно, вытирала глаза: красивым получился вечер, интересным и торжественным, но – до чего тяжелым… Не лечит время, нет: как же не хватает Кравцовой всем тем, кто ее любил! И любить продолжает.

«Где моя Василиса из спектакля «На дне», которая в отчаянии билась за свое счастье, теряя человеческий облик? Где Женька Комелькова, Рита Осянина… моя Серафина делла Роза, сходившая с ума от любви или потерявшая рассудок Бланка Валар? А Наташа из спектакля «Наедине со всеми»? И еще много женщин, с которыми я рвала свое сердце, проживая их непростые судьбы…» Чувствуете интонацию? В том же щемяще-исповедальном  ключе написаны все до единой строчки тяжело уже больной Людмилой Александровной. Такие они живые – с дыханием, с нервом, с жаждой диалога…

Со сцены фрагменты мемуаров транслировали в зал артисты ТЮЗа Евгения Жукова, Екатерина Тоборовец, Григорий Южаков. А актеры, работавшие с Людмилой Кравцовой в спектаклях кольцовского театра и творческого центра «Антреприза» и выступившие соавторами книги,  зачитывали  свои «кусочки» сами. А еще посвящали ей песни. Несли цветы под большой портрет, установленный на сцене. И смотревший оттуда на собравшихся. Не с той, конечно, высоты, на которую поднялась теперь  Людмила Александровна.  Но – с высоты. Наедине со всеми – как в одноименном спектакле, памятном не одному поколению зрителей.

Аристократизм – наследственный

Остались, к счастью, в архивах несколько видеозаписей – интервью телевидению, скорее всего, и довольно продолжительные. Их нам тоже показали: общение Кравцовой с журналистами происходило в театральной гримерке, за гримировальным столиком, украшенным приветливым букетиком ромашек. Священное место – рабочее. При взгляде на Людмилу Александровну  понятно, как она к нему относилась – с пиететом и достоинством одновременно. Собственно, манера  держаться (как, видимо, и многие другие личностные качества) досталась актрисе по наследству. Это чувствовалось всегда, а с появлением книги нашло подтверждение.

« Маму свою совершенно не могу представить в халате. Обычно – юбка с блузкой или сарафан с блузкой, на кухне – фартук. Волосы спереди уложены какими-то вензелями, а сзади собраны в прическу, так она ходила всю жизнь, не изменив ни разу образу своей послевоенной прически… Пахло от нее серебристым ландышем. Этот запах для меня всегда ассоциируется с мамой. Любила она «причипуриться», как говорил папа…»

Сохранились  и кадры, запечатлевшие один из юбилейных бенефисов Кравцовой – их тоже просмотрели с огромным волнением. Но книга, при всем том, перекрывает прочие способы увековечения памяти актрисы. Ведь она доступна, что называется, широкому кругу – и именно такого читательского круга заслужила Людмила Александровна всей своей жизнью и творчеством. Поэтому – адресное спасибо всем тем, кто причастен к появлению сборника.

Знаю, как хотела издания этой книги директор Центра духовного возрождения Черноземного края (где она и вышла) Людмила Попова – буквально жила ею. С какой ответственностью  писали тексты авторы. С каким тщанием редактировала их профессор  Алла Ботникова. С каким чувством дочерней благодарности выступила в книге дочь Людмилы Александровны Ксения. С какой истовой отдачей корректировал рукопись ее муж Игорь Чижмаков. А материально помог осуществиться издательским планам воронежский меценат Владимир Бубнов.

И все-таки мы это сделали! Иначе просто быть не могло…