Новости культуры российских регионов
4 апреля 2012
Центр

Ностальгия по настоящему

Галерея «Нефта» осуществила экскурс в прошлый век.

Прослышав о том, что в галерее «Нефта» готовится к открытию масштабная выставка «Искусство 90-х годов. Воронеж. Липецк. Тамбов», представить не могла, насколько трогательным и резонансным окажется явление этой «сборной солянки» воронежскому народу. Но вышло именно так: конец прошлого века, запечатленный в произведениях изобразительного искусства художников  трех сопредельных областей, заявил о себе настолько  «весомо, грубо, зримо», что «водопровод, сработанный еще рабами Рима» – отдыхает…

Маяковский с его крылатой цитатой пробрался в текст самопроизвольно. Но, как известно, ничего случайного не бывает: не только в жизни – в материале тоже. Стихи материализовались как отражение синтеза культур периода девяностых: тогда воспринималось как откровение любое проявление творческой свободы. Естественно, ее носители активно и охотно контактировали друг с другом: поэты приглашали на кулуарные посиделки музыкантов, художников, артистов. Ответные жесты следовали незамедлительно. И насколько же горячие, обжигающие пары поднимались на «небеси» из недр коллективной творческой кухни, где что только ни бурлило…

Родная кабачковая икра

Новую выставку можно было бы определить как «ностальгию по прошлому». Однако с учетом того, что конкретно она показывает – это все-таки ностальгия по настоящему. По настоящему отношению к искусству, которое еще не развратил рынок. По настоящей жажде  обретения не только зрителей и единомышленников, но и умных оппонентов. По настоящему чувству сопричастности  манкой канители под названием «творчество»…

Более трех десятков авторов из Воронежа, Липецка и Тамбова предоставили экспонаты в экспозицию, организованную воронежскими галереями «Нефта» и «Х.Л.А.М.», липецким музеем ДПИ и тамбовской «Новой галереей». Хочется от души поздравить куратора выставки Сергея Горшкова с очередным и очевидным успехом: удалось не только собрать и систематизировать коллекционные «изошные» образцы периода девяностых. Но и передать время, их «родившее». Время, настаивает пресс-релиз, поисков и экспериментов, иллюзий и открытий. Время, в конце концов, подвигов во славу искусства: выставлены произведения, вызывавшие на момент своего создания жаркие словесные баталии. А сейчас эти вещи, еще недавно спорные, стали экспонатами музеев. Не прошло и полувека…

Выставка – многожанровая: живопись, акварель, графика, скульптура (тут вклад самого Горшкова – наипервейший), объекты, инсталляции. Оформлены не только галерейные стены – потолки тоже. Ведь ни одна линейная плоскость  особенностей времени не передаст. Оно всегда объемно – кубично или сферично, на манер новой выставки в «Нефте». И воплощено, кроме всего прочего, в той прозаической мелочевке, которая западает в душу и память человека независимо от его эстетических наклонностей: выставочный фуршет предложил народу незабвенную кабачковую икру, кроме которой магазинным прилавкам девяностых хвалиться было нечем.

Шло яство на ура. Не только в веке прошлом  –  в нынешнем тоже…

Как в калейдоскопе

– Если посмотреть на географическую карту, увидим, что на гигантской территории России имеется единственный вариант столь близкого расположения друг к другу трех крупных культурных и промышленных центров, каковыми являются  Воронеж, Тамбов и Липецк. И многие художники из этих городов давно дружат и выставляются вместе, – обратился к зрителям Сергей Горшков. – Нельзя объять необъятное: мы постарались собрать на выставке самое интересное, представить наиболее, на мой взгляд, активных художников того времени. Которые не боялись искать и экспериментировать даже тогда, когда жизнь была очень трудной: в кармане лежало два с половиной рубля. Но люди находили возможность заниматься искусством, потому что не могли без этого обходиться. И сейчас, по-моему, уже ни у кого нет сомнений в том, что конец прошлого века – один из самых ярких периодов в истории современного искусства.

Насколько этот период ярок, позволяют убедиться работы Евгения Буракова и Ивана Бондарева, Беллы Чулковой и Александра Ножкина, Александра Лаврова и Александра Старилова… Впрочем, имена перечислять – дело не самое потребное: ни один из авторов  выставки инородным включением в нее не выглядит. Каждый вписывается в концепцию. А то, что я радуюсь в первую очередь за воронежцев – проявление неизбежного в таких случаях патриотизма: своя рубашка ближе к телу. Да не обидятся на меня поклонники великих липчан – живописцев Виктора Сорокина и Василия Шевченко (я в число этих поклонников тоже вхожу).

Так или иначе, зрителю предложена своего рода занимательная игра, инструкция  к которой призывает вспомнить и представить.

–Пока наши представления-воспоминания разрозненны, эмоциональны, не очень складываются в какую-то целостную картину, – считает воронежский искусствовед Елена Ермакова. – То, что происходило в трех городах региона, в пространстве одной галереи воспринимается как бы одномоментно, концентрированно; возможны неточности и упущения. И все-таки – и это нам кажется важным – создается визуальный образ десятилетия. Правда, как в детской игрушке-калейдоскопе: чуть повернешь – и картинка меняется…