Новости культуры российских регионов
4 апреля 2012
Центр

Шагал до Воронежа дошагал

В музее им. Крамского открыта выставка произведений мировой знаменитости.

Это имя известно, кажется, даже ребенку: художник Марк Шагал входит в круг самых значительных, загадочных и эффектных мастеров 20 века. В силу чего факт появления его произведений в Воронежском областном художественном музее видится событием месяца, по меньшей мере – не так часто воронежцам предлагается знакомство с шедеврами мирового искусства.

Правда, сегодняшняя акция – не прецедент. Выставка «Марка Шагал. Библейские сюжеты» открылась в рамках масштабного проекта «Имена, которые покорили мир». Воронеж уже пользовался услугами его столичных организаторов: в прошлом году в наш город с их подачи «приезжали» иллюстрации Сальвадора Дали к «Божественной комедии» Данте. И вот – новый поворот. Не менее крутой, чем прежний.

Приказано уничтожить

В шагаловской экспозиции представлены 76 листов одной из самых известных графических серий великого художника – иллюстрации к Библии, выполненные в технике черно-белой и цветной литографии. Каждый лист – подлинное творение, чему свидетельство – авторский «автограф» на нем.

Стоит уточнить: литография – способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе метода – физико-химический принцип:  поверхность камня,  совершенно гладкая, обрабатывается  таким образом, что приобретает способность на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску. Которую  посредством дальнейших нехитрых манипуляций «передает» листу бумаги.

Каждый оттиск с такого камня, несмотря на количество  оных,  считается оригиналом. И, соответственно,  обладает художественной ценностью. Авторская графика делается всегда ограниченным тиражом, о чем свидетельствует обязательная нумерация каждого оттиска. Как только тираж отпечатан – камни уничтожаются; подделок, таким образом, под оригинальное произведение с их помощью не получить.

Записная тетрадка

Специалисты утверждают: у литографии как техники – богатые возможности в передаче фактуры и других выразительных художественных средств. Собственно, первые посетители воронежского показа уже имели счастье убедиться в справедливости этого высказывания.

Всего «библейских» литографий было отпечатано порядка двух тысяч. В свое время они активно продавались, расходились по частным коллекциям и т.д. Конкретно то, что вошло в основу экспозиции, экспонируемой в Воронеже, – собственность трех немецких коллекционеров. У которых кампания-организатор арендует шедевры – и «катает» их  по стране.

– Что касается содержания выставки, то оно продиктовано тем, что Шагал воспитывался в среде верующих людей, – комментирует предложение музея  директор Владимир Добромиров. – Библия его интересовала всегда, что не удивительно; тут надо вспомнить, что еще Пастернак назвал Библию записной тетрадью человечества.

Военное бездействие

Серия «Библейские сюжеты» была задумана Шагалом еще в 1920-е годы, но тогда художник, по его собственным словам, «не видел Библию, а мечтал о ней». Чтобы «увидеть» означенное литературное произведение, мастеру необходимо было прикоснуться к живой реальности, за этим произведением стоящей. Следствием такой творческой щепетильности явилось промедление, едва ли не смерти подобное:  несмотря на то, что еще  1930 году парижский книгоиздатель Амбруаз Воллар предложил Шагалу создать серию иллюстраций к Библии, увидели свет эти «картинки» только в 1956 и 1960-х годах. Разумеется, в Париже. Между  датами заказа и его исполнения – целая история…

В 1931 году Шагал проводит несколько месяцев в Палестине,  Сирии и Египте. Впечатления от этого путешествия, которые художник  назвал "сильнейшими в своей жизни", служат импульсом к созданию 39 гуашей. Частично на их основе появляется серия из 105 офортов, окончательно  законченная уже в послевоенные годы.

К несчастью, книги, которые планировал выпустить Воллар, так и остались неизданными. Издатель умер, а начавшаяся Вторая мировая война поставила крест на его великом проекте. Не до искусства – будто бы…

Ветхозаветный парадокс

Время, однако, расставляет все по местам: в июле 1973 года в Ницце торжественно открыли музей Марка Шагала под названием «Библейское Послание». Из названия понятно, что посвящен он, главным образом, библейской теме в творчестве художника. Хотя, как ни странно, несмотря на неизменный интерес к Марку Шагалу во всем мире, серия «Библейские сюжеты» до сих пор является малоизвестной широкому кругу зрителей. А что же она «выдает»?

Воспользуемся комментариями к выставке, которые утверждают: будучи современным художником, Шагал в равной мере отразил в своих библейских иллюстрациях земное и небесное.  Осуществил прорыв от реального к сверхреальному, объединив принципы искусства нового времени и Средневековья. Это – с одной стороны. С другой – Библия, оставаясь книгой для всех людей, в интерпретации Шагала предстает памятником еврейской культуры – едва ли не впервые в истории мирового изобразительного искусства. Такой подход, дескать,  выражен в облике и пластике персонажей. В экстатической экспрессивности стиля. В характере шагаловского мистицизма, внутренне связанного с еврейской мистикой. Художник  сумел передать присущее Ветхому Завету парадоксальное сочетание интимной связи человека с божеством и его бесконечной удаленности от трансцендентного Бога. Благодаря чему библейские образы Шагала выходят за каноны книжных иллюстраций.

И впрямь – решимся на собственную оценку – превращаются в «Библейское Послание». Правда, трактовки тут возможны с вариантами.

Сакральный свет

– В комментариях звучит мнение о том, что Шагал в своем библейском  цикле запечатлел историю еврейского народа – я думаю, это неверно, – поспорил с московскими организаторами Владимир Добромиров. –  Потому что Библия – всеобщая книга. Действительно книга человечества. И она – об истории всех народов. Об истории всего человечества: его грехопадении и восхождении… Хотя сам  Шагал считал себя еврейским художником, о чем открыто и откровенно говорил в дневниковых записях. Но как с ним согласиться? Разве это не мировая душа?.. А пронизана библейская серия любовью огромной силы; если бы художник не любил жизнь с такой силой, не призывал бы ценить и переживать каждый миг существования – ни за что не прожил бы так долго. Почти до ста лет. И все это есть в листах  Шагала. Он пытался воссоздать Свет. Ту трансцендентную субстанцию, с которой человек в состоянии  общаться; вот это общение и передается игрой света. Даже если изображение черно-белое – там есть изящнейшие нюансы черного и белого, позволяющие достичь очень тонких оттенков. Само собой, присутствует такой момент и в живописных листах: за счет света и выявляется искомая божественная сущность. И отношение самого Шагала к теме.

Лично для меня последнее обстоятельство – определяющее. И не только относительно гениев – применительно к любому художнику. Если автор заставляет зрителя смотреть на созданное произведение его глазами – значит, он обращает чужого дотоле человека в свою веру. Марк Шагал делает это более чем властно: он и вправду какими-то отчасти эфемерными средствами выражает такую полноту и высоту жизни, что каждый ее жест  невольно наделяешь сакральным смыслом.