Новости культуры российских регионов
7 марта 2012
Центр

Приусадебное хозяйство

Центр духовного возрождения презентовал три полиграфические новинки.

Три книги, имеющие как эстетическое, так и, без сомнения, практическое значение вышли едва ли не одновременно в воронежском издательстве  «Центр духовного возрождения Черноземного края». Две из них разрабатывают одну и ту же, по сути, тему: «Русские провинциальные усадьбы XVIII- начала XX веков» и «Усадьбы Воронежской области». Первая –  плод творческих усилий большого коллектива авторов, вторая принадлежит перу архитектора Ларисы Кригер.
Третье издание увидело свет благодаря исследовательской работе историка и краеведа  Николая Комолова ; называется она «Занимательный алфавит Воронежской истории». Все свежеиспеченные тома – дань отечественному краеведению; как показывают практика с теорией заодно, литература такого рода лишней не бывает никогда.
– Есть у меня надежда, что наши потомки всерьез будут оценивать этот период как время возрождения истории нашего края, нашего города, – начал свою речь в библиотеке искусств им. Пушкина, где представляли новинки,  начальник городского управления культуры Иван Чухнов. – Потому что с завидной регулярностью мы встречаемся на презентации книг, посвященных истории нашего края, отражающих события, которые происходили в городе и области. Это радует, потому что книги издаются замечательные, высокого качества. И мы видим¸ что тиражи их – не очень, может, и большие – востребованы: издания такого рода в миг расходятся. Что доказывает: наступил тот период, когда мы все дальше и дальше погружаемся вглубь веков.
Что такое русская провинциальная усадьба в обывательском понимании современника? У многих этот вопрос вызовет в воображении подзапущенный и одновременно живописный образ-облик «графских развалин» – останки дворянских гнезд посейчас в сносном, большей частью, состоянии (то есть – восстановлению, если постараться, еще подлежат). И весьма широко разбросаны по стране в целом и по Воронежской области в частности. Наблюдая их воочию, не догадаться, однако, об именах и судьбах конкретных людей, жизни которых напрямую были связаны с тем или иным «приусадебным хозяйством». Не ощутить страстей, бурлящих во времена оны в таинственных недрах глубоких парковых аллей и т.п.; лирики мы тут можем нагнать – вагон и маленькую тележку. Но настроенческая умозрительность, как ни  старайся, не заменит конкретики: вопросы «что?», «где?», «когда?» и ответы на них – те кирпичики, из которых строится здание истории всех времен и народов.
«Собрание статей в этой книге, – поясняет анонс «Русских провинциальных усадеб» устами составителей Раисы Андреевой и Людмилы Поповой – скромная попытка показать богатство и разнообразие усадебного мира на огромном пространстве, объединяющем ныне восемь областей: Белгородскую, Брянскую, Воронежскую, Курскую, Липецкую, Орловскую, Тамбовскую, Тульскую… В книге рассказывается об усадьбах знаменитых, связанных с именами выдающимися, мирового масштаба: Спасском-Лутовинове  И.С.Тургенева, Ивановке С.В.Рахманинова… И рядом же повествуется об усадьбах менее известных: Новоживотинное Веневитиновых, Новотомниково Воронцовых-Дашковых, Караул Чичериных…»
Среди авторов шикарного тома – люди разных профессий, литературных способностей и возможностей исследования выбранной темы. Ученые-историки, музейщики, писатели, архитекторы, рассказывающие о той или иной усадьбе, при стилистическом и фактическом отличии в изложении материала едины в одном. А именно – в стремлении сохранять и возрождать бывшие дворянские гнезда с тем стойким убеждением, что усадьбы – это, кроме всего прочего, «русский традиционный уклад жизни, национальная форма хозяйствования, которые надобно знать, а в чем-то и следовать им сегодня…»
Книга снабжена значительным иллюстративным материалом: фотографии домовладений и домовладельцев – существенное подспорье в усвоении изложенного в сборнике. Он, впрочем, в этом аспекте – не эксклюзив. Сходную характеристику следует дать книге «Усадьбы Воронежской области»; ее автор,  Лариса Кригер, в подробностях описывает более сотни усадебных комплексов. Кроме того, в издании приводятся данные о формировании усадеб на территории края, об их композиционных и стилистических особенностях. Интересно проанализировать и статистику: так, согласно исследованиям архитектора Кригер, больше всего усадеб размещалось на землях Рамонского и Семилукского районов. В помощь читателю книга снабжена кратким словарем архитектурных терминов и устаревших слов, а также библиографическим списком.
Название третьей новинки – также говорящее. «Занимательный алфавит Воронежской истории»  в изложении Николая  Комолова, обладает, по мнению Ивана Чухнова, кроме всего прочего, одним неоспоримым достоинством. Это – удобный для читательского восприятия стиль изложения; тексты, не уходя от научной стороны дела, написаны в доступной форме.
– Иногда бывает так, – рассуждал Иван Петрович, – что книга насыщенная, интересная и нужная, но начинаешь читать – и теряешь мысль. Жизнь у нас сейчас кипучая, времени на чтение мало. И, открывая новую книгу, хочется поскорее схватить главную мысль; если этого не происходит, ловишь себя на мысли – а стоит ли читать дальше?.. И такой еще момент: мы иногда забываем, что книги, издаваемые сегодня, будут работать не только в наше время. Но – и через тридцать лет, и через пятьдесят, и даже через сто. Они ведь не просто издаются. Они ставятся на полки библиотек – как публичных, так и частных. Попадают в образовательные учреждения, архивы. И сегодняшнее «тройственное» появление книг, изданных трудами Центра духовного возрождения, следует расценивать еще и как возможность донести до будущих поколений важные исторические факты и реалии.
– Свой «Занимательный алфавит» я рассматриваю в какой-то степени как продолжение большой работы по поиску совершенно новых материалов по истории города Воронежа и Воронежской губернии и нашего края, – рассказывал о принципах работы над книгой Николай Комолов. – На сей раз, в отличие от первой моей книги, вышедшей в 2008 году, это не просто калейдоскопичное собрание интересных сюжетов, научно-популярных очерков на разные темы, представленных бессистемно. Работая в выбранном направлении все дальше и дальше, я неожиданно для себя заметил: мои очерки  складываются в своеобразный алфавит. Обнаружив такую закономерность, решил ее целенаправленно развивать, в результате чего появилась книга, о которой мы сегодня говорим. В ней представлены  27 очерков; не на все, естественно, буквы алфавита удалось найти, как я ни старался,  интересное событие или какого-то персонажа. Но, тем не менее, работа  пошла  – и вылилась в издание книги.