Новости культуры российских регионов
1 марта 2012
Центр

Встретил огнегривый лев

В галерее «Х.Л.А.М.» открыта персональная выставка Сергея Горшкова.

С ним не соскучишься вообще никогда, а уж нынче и подавно: замечательный художник и человек Сергей Горшков приурочил к своему пятидесятилетию выставку под замечательным же названием «Алтарь любви». И принес на оный искусство.
Масштаб и содержание выставки позволяют назвать ее «маленькой страной». Но страна  Горшкова – далеко не маленькая: его люди, звери, птицы и прочие твари населяют прекрасную, к Гумилеву отсылающую территорию экзотической наружности и умиротворяющего социального устройства. Там действуют особые законы, радующие и утешающие человека, причем строитель такого «коммунизма» (не понимать буквально!) готов поделиться его богатствами с каждым. Настоящие мастера – все такие.

На свидание с жабой

Галерейное пространство включает два зала – и оба они «подчинились» Горшкову безоговорочно. Главная фишка первого – деревянная дама как предмет мужского обожание и стремления пробиться в ее фавориты; правда, мадам как средство соблазнения – не одинока, и конкурентки у нее – достойные. Второй зал тоже чудо как хорош: чего стоит одно сказочное дерево, под которым мирно пасется «огнегривый» лев и «таинственный бродит жираф».
– Получилось так, что время возведения «Алтаря любви» совпало с проводами русской зимы, – рассказывает о концепции экспозиции Сергей. – И мне показалось, что яркость выставки соответствует духу народных гуляний. За зиму все настолько устают от холодов, хочется чего-то солнечного. А что, как ни тема любви, способна эту солнечность дать? Тем более, она – главная в моем творчестве. И вот я придумал две инсталляции для двух галерейных комнат. Одна – непосредственно алтарь любви, место поклонения любимой женщине. А вторая комната – идеальное, на мой взгляд, место для свиданий влюбленных. Ее панорамной гравюрой опоясывает река Дон: парочки катаются на лодочках, объясняются в любви.
И попутно – вклинюсь в монолог – со всею приятностью рыбку ловят. Какую – понятно при взгляде на стенку, вдоль которой, по периметру зала, «проплывают» сказочные щуки, упитанные караси и смышленые окуньки. Деревянные, естественно. Водоплавающую компанию органично дополняют жабы всех мастей, толстые и красивые с любого ракурса.
– Тут же растут деревья с плодами, гуляют животные «невиданной красы», –  продолжает автор. – Атмосфера располагает, то есть, к признаниям в любви.

Объемы любви

Деревце, о котором обмолвился Сергей, в самом деле знатное. Ладно, бананы с ананасами свешиваются с его веток – рядом с ними еще и кусище красного арбуза «распустился». Прикол и лепота! Как до такого можно додуматься?
– Я, ты знаешь, много лет назад впечатлился трудами выдающегося ученого Мичурина, – отвечает автор. – Читая его дневники, узнал: очень много времени уходило у Мичурина на выращивание одного дерева. Причем он заранее не знал, какими будут плоды. Меня просто поразило, что селекционера, в первую очередь, заботило, чтобы плоды оказались крупными и красивыми. А уж во вторую очередь – вкусными. И многие опыты Мичурина упирались в то, что, скажем, красивое, краснощекое яблоко было непригодно к еде: кислятина. Приходилось начинать следующий эксперимент. Это – один момент. Второй – есть такая извечная русская мечта. О чудо-дереве: хорошо бы, чтоб на нем колбаса росла, сапоги… И вот моя русская береза есть символ подобных мечтаний. К тому же мне кажется, что Воронежский край является отчасти сказочным – настолько плодородная земля тут, климат благоприятный. Везде колосится пшеница, цветут цветы и созревают плоды. Поэтому моя береза – аллегория нашего края.
– Березы березами, но дамам деревянным все-таки внимания уделено больше. Они явно смахивают друг на друга –  это что, воплощение твоего идеала красоты?
– Их внешность, наверное, отражение не столько женской красоты, сколько того обстоятельства, что я, как художник, мыслю объемами. Или цветовыми пятнами. И никогда не ставлю перед собой задачу нарисовать женщину, которая была натуралистически похожа на представительницу прекрасного пола. Мне нужно, чтобы композиция объемов, так или иначе расположенных в пространстве, вызывала те или иные ассоциации. Это как в поэзии, где многое строится на созвучиях, мелодике, лиризме каком-то. Точно также в искусстве скульптуры расположение объемов в пространстве воздействует на психику… Что же касается выбранного образа – он мне нравится. Нос у «моей» женщины большой, тяжелый, глаза томные – эти признаки ассоциируются со скрытой сексуальностью. На уровне подсознания.

В поисках Микеланджело

– Хочу заметить, что и цветы твои дивные, сама сила и стройность – тоже не без подобных отсылов. Остроумно…
– Знаешь, есть у меня друг – врач-психиатр Андрей Бильжо, который любит анекдоты рассказывать про врачей-психиатров. Которые показывают разные картинки пациентам. При этом выясняется, что всякий человек воспринимает тот или иной образ соразмерно, что ли, своим мыслям и настроениям.
– Ну, как же: в меру собственной испорченности…
– Нет, не испорченности, а именно – согласно настроению. Потому что один и тот же предмет ты в разное время можешь воспринимать по-разному. Например, сегодня видишь – голубь куда-то идет по своим заботам. И думаешь почему-то о своих детях, семейных проблемах. А завтра, глядя на того же голубя, вдруг вспомнишь о том, как встретила любимого под березой.
– Дались тебе березы… А скажи, человек, наблюдая твое искусство, должен обязательно улыбаться?
– Нет, абсолютно… Это для сегодняшней выставки я специально подбирал жизнерадостные, скажем так, вещи. Чтобы каждая скульптурка могла, с одной стороны, существовать как бы сама по себе, отдельно, и, в то же время, – служить звеном своеобразной мозаики, складывающейся в единый, цельный образ. То есть существование каждой из них не противоречит общему строю. Но есть ведь и другие работы – мрачные, на неприятные темы. Война в Чечне, к примеру. Каким бы ни был художник романтичным, каким бы ни был спектр его образов, включая сказочный – он все равно отражает действительность. И, если к выставке возвращаться – здесь мне хотелось создать нечто патриотическое. Чтобы у людей, живущих в Воронеже, возникло ощущение того, что они обитают в замечательной, именно сказочной стране. Не всякому же человеку повезло жить на берегу Дона, великой русской реки. По берегам которой – плодородные земли, заповедники небывалые, красивые женщины, поющие песни сказочно красивыми голосами… В общем, рай, да и только. И его райские панорамы.
– Подтверждаю! И, думаю, не я одна.
– Ну, тут каждый по-своему чувствует… Я, к сожалению, не успел развесить к открытию выставки разные отклики на свое искусство: выставляться-то приходится много, и у нас, и за рубежом, и отклики – именно разные. Потому что со словом «искусство» ассоциации у всех разные. А по поводу  выставки в «ХЛАМе» посмотрел то, что выложено в Интернете. Там, среди прочих, есть такие комментарии, что это – «работа абстракциониста. А все абстракционисты психически нездоровые люди». Или – « у такого художника надо немедленно отобрать краски и кисти».
– Тебя это, вижу, нисколько не уязвляет…
– Естественно! А иначе нереальный мир получится, неполноценный. Только при столкновении мнений все движется и развивается. В противном случае образуются застойные явления. Более того, кажущаяся простота моих вещей умышленно, может, провоцирует тех, кто говорит: «Я тоже так могу, и еще лучше». Ну, можешь – сделай! Если нет средств для этого – приходи ко мне. Дам краски, кисти, топор даже…Может, таким образом найдутся, в конце концов, у нас в Черноземье новый Микеланджело и новый Леонардо да Винчи.