Новости культуры российских регионов
14 февраля 2012
Урал

И мастера, и Маргарита

Музейный фотопроект объединил Михаила Булгакова и старика Б.У. Кашкина.
Выставка «Мастер и Маргарита. ФотоМистерия», который можно видеть в Доме Метенкова, ни к какой дате не приурочен. Сначала были фотографии, потом идея, потом новые фото, развившие идею. Весь второй этаж Дома Метенкова отдан под проект. Каждый из пяти залов с именем – «Москва», «Воланд», «Иешуа», «Великий бал у Сатаны», «Маргарита». В каждом снимки, инсталляции, «разбросанные» страницы великого романа. Фотографии – не иллюстрации булгаковского текста, повсюду встречающиеся цитаты — не подписи к снимкам, а лежащую в центре первого музейного зала пачку исписанной бумаги не только можно, но и нужно трогать. Более того – унести листок с афоризмом с собой, олицетворяя факт, что роман разошелся на цитаты. Действие романа развивается в двух плоскостях: в Москве 30-х годов и в некоем фантастическом мире. Булгаковская Москва — пресыщенная, буржуазная, порочная, мещанская – представлена в работах выдающихся фотомастеров 30-х годов: Александра Гринберга, Евгения Халдея, Бориса Игнатовича, Александра Родченко. Абсолютная классика русской фотографии создаёт выразительный флёр эпохи, в которой легко можно представить похождения странной парочки, особняк Маргариты, театр «Варьете» или ресторан «Грибоедов». Роман, как известно, из разряда неоконченных, и на выставке эта незавершенность, неоднозначность явно ощущается. На что, собственно, и рассчитано. О том, кто есть Воланд, литературоведы и историки спорят до сих пор. Одни настаивают, что нельзя ставить знак равенства между ним и Сталиным. Позиция авторов проекта, что мессир — апогей воплощения абсолютной власти. Власти над жизнью человека и его поступками. И в нём нетрудно угадать Сталина. Потому и нехорошая квартира становится не просто московской мистикой, а превращается во всю страну, в которой бесследно исчезли миллионы. Белое-чёрное, позитив-негатив, правое-левое – все эти понятия сублимируются, благодаря предельно простым, но убийственно точным «перевёртышам», страницами романа и историческими документами. Мир Иешуа, Прокуратора, Любви Маргариты и мастера представлен через снимки Евгения Малахина. Вот здесь и можно почувствовать себя в плену мистика, мистерии, мистификаций... И сейчас их неземная экспрессия выглядит весьма авангардно, и можно представить, какой взрыв мозга и чувств они вызывали во времена соцреализма. «Это андеграунд, который нигде и никогда не выставлялся. Апокалипсис, Евангелие, дьявол, Христос... Текст Булгакова очень хорошо ложится на то что делал Букашкин, не подозревая об этом», – говорит куратор проекта Артём Беркович. В финале экскурсии можно увидеть и услышать фокстрот «Аллилуйя», под который происходит пьяная оргия в «Грибоедове». Музыка сама по себе вполне приличная, но кощунственное название усугубляет инфернальность всего происходящего в романе. Причем настолько, что хочется пройти залы выставки снова.