Новости культуры российских регионов
24 января 2012
Центр

По течению "Реки"

Премьерный спектакль в "новом старом" театре драмы им. А Кольцова.
Рецензировать спектакль, сданный в режиме форс-мажора – дело крайне неблагодарное. Даже, в общем, не правильное. А премьера "Реки Потудани", показанная на недавно открывшейся Малой сцене исторического здания воронежского академического театра драмы им. А. Кольцова, – как раз того поля ягода: спектакль вышел к зрителю в спешном порядке. Посему – с явными шероховатостями. И с теми нервами, которые "выступают" наружу не по причине глубокого вживания актеров в образы, но вследствие банальной нехватки времени для шлифовки каждого исполнительского нюанса. Сроки сдачи спектакля диктовались необходимостью успевать к открытию Малой сцены. Публика приглашена элитная – зрелище, по определению, должно быть зрелищем. Полноценной театральной постановкой, а не просто официальной церемонией. И именно с этой точки зрения – а была ли постановка? – все-таки стоит говорить о "Реке Потудани" на полном серьезе. Потому что обкатка (любого произведения, отдельно взятого) – дело наживное. А искусство – вечное; оно или есть, или – наоборот… Запев наш – не случаен; уже пришлось слышать мнение, что сочинение художественного Владимира Петрова больше похоже на литературную композицию, чем на драматический спектакль. Скажу сразу, что к истовым поклонникам новинки отнести себя не могу, но отрицать факт появления в воронежской драме именно спектакля – на мой взгляд, глупо. Тут, скорее всего, надо принять во внимание одну безусловную вещь: Андрей Платонов как автор настолько индивидуален и ярок, что просто не может не восприниматься по-своему каждым читателем-зрителем. Сам по себе, вне Владимира Петрова и его спектакля. И уж если развить эту тему – могу признаться: лично мне слышится иной интонация сама платоновской прозы. Иным вырисовывается алгоритм платоновского стиля – относительно того, который освоили на Малой сцене. Может, в какой-то мере "виновато" в этом большое количество рассказчиков; "мой" Платонов – интимен. Тем более, дело происходит в камерном пространстве, где местами зрители приближены к актерам буквально на расстояние вытянутой руки. Показалось, что для некоторых актеров их "партии" просто инородны. Как бы совсем не интересны; так, отработка очередного материала. Наиболее основательными увиделись образы отца Никиты (Вячеслав Бухтояров) и главной героини Любы (Вера Бугрова). Актриса, надо сказать, – даже внешне стопроцентая Люба; и черты лица платоновские, и его выражение, и пластика. Понравилось, как плодотворно освоено пространство сцены: играет, кажется, каждый ее метр. И даже закулисье. Хороши – говорящи! – костюмы персонажей (художник – Юрий Купер). Неожиданно появление на воронежских драматических подмостках сложной машинерии, использование которой – как раз в стилистике Платонова. Ну, и главное: начало жизни в новой старой драме – положено! Лучше порадоваться этому, чем вешать собак на "первопроходца" открывшейся сцены – "Реку Потудань".