Новости культуры российских регионов
16 января 2012
Урал

Урал — поющий край державы

Пятый хоровой фестиваль собрал больше двух тысяч исполнителей.
От Самары до Иркутска, от Астрахани до севера Тюменской области – такова география «Рождества в России», авторитетного хорового форума, проходящего в Екатеринбурге раз в три года. Конкурсное выступление длится всего пятнадцать минут. Ради него вокальные ансамбли и хоровые коллективы проделали сотни, а кто-то и тысячи километров, готовились не один месяц, тщательно продумывая своё выступление. В рождественские дни в Екатеринбург, в Мужской хоровой колледж стремятся попасть многие. И потому, что здесь проходит действительно представительный форум, и потому что здесь всегда международное судейство (на сей раз в жюри входили Лоис и Дэвид Костонгуэй, директора по хоровой деятельности высшей школы Рэтфорда, Себастьян Геринг, художественный руководитель немецкого камерного хора «Michaelstein»), и потому, что судят по европейской – стобалльной – системе, предельно точной и принятой на большинстве международных фестивалей. За четыре конкурсных дня жюри прослушало почти восемьдесят коллективов, дало не один мастер-класс, каждый день венчал концерт победителей, а в Рождество коллективы пели в Храме на Крови в Троицком соборе. Два гала-концерта (открытие и закрытие), безупречная организация, в которой был задействован весь колледж, включая учеников старших классов, выступавших кураторами коллективов – и перед вами полная, хоть и схематичная, картина хорового форума. Сергей Пименов — идеолог и организатор фестиваля говорит, что особых открытий не произошло. Это немного грустно. Но радует, что подтвердили свой класс те, кто давно работает на высоком уровне. «Хорошо показали себя хоры из Тюмени, ХМАО, где расцвет хорового движения, традиционно силён Урал – Челябинск, Пермь, Свердловская область, Курган. Но ни дети, ни взрослые не обижаются на низкие баллы: они смогли увидеть и услышать, куда им стремиться . Фестиваль — не только праздник, но и школа для педагогов и детей». Побывав на нескольких конкурсных прослушиваниях, увидев и послушав десяток-другой коллективов, задалась вопросом «Для чего человек создает хор?»: чтобы просто отпеть произведение или чтобы доставить радость и хористам, и публике, реализовав свои творческие амбиции. По внешнему виду руководителя, по спине, по его стойке, можно предположить характер и уровень исполнения: будет оно энергичным, крепко сделанным, или вялым, безжизненным, тягомотным. Выступали коллективы, способные заразить своим творчеством даже тех, кто относится к хоровому пению в лучшем случае снисходительно. Но были и такие, глядя на которые сторонний человек ни за что не встанет в хор: они не заточены на концертное выступление, их лица и глаза унылы и всё их существование, лишенное жизненной силы, кажется вымороченной функцией. Особо потрясает внешний вид, к сожалению, большинства хоров и ансамблей — нелепые платья, засаленные смокинги, старомодные жабо и шарфики, плохо сшитые из плохой ткани. Какого зрителя, встречающего по одёжке, могут увлечь такие артисты? А они всё-таки артисты, раз выходят из стен училищ, музыкальных школ, колледжей на сцену. И потому вполне закономерен Гран-при, полученный молодым екатеринбургским женским вокальным ансамблем «Fleur-de-lis» (Свердловская филармония) – два сопрано и три альта. Название в переводе означает «цветок ириса», «ирис» – радуга. И это очень символично: у них множество оттенков голосовых, репертуарных, артистических. Всё в этом коллективе прекрасно и вокал, и костюм, и репертуар, и пластика. За точность, безупречность, изящество, лёгкость, органичность они и получили больше всех баллов — 91! Каждый коллектив, наверняка, сам для себя решал, что важнее – победа или участие. В любом случае, не очень высоки балл – не проигрыш, а старт к новым победам. Да и это не самое главное. Пение в хоре – должно быть удовольствием, душевной потребностью, радостью, иначе — стоит ли открывать рот? Пение, как говорит Президент фестиваля Сергей Пименов, расширяет картину мира. Люди, поющие в хоре, более гармоничны, они умеют слушать себя и слышать других. И ради этого снова соберутся в 2015 году в Екатеринбурге хоры со всей России. Подводя итог фестиваля американский профессор музыки сказал: "В английском слове "Земля" (Earth) спрятано слово "Искусство" (Art) и это означает, что спасение земли – в искусстве, которое способно объединять всех людей".