Новости культуры российских регионов
28 декабря 2011
Урал

Огонь, краски и медные пластины

В галерее «ПоЛе» развешаны «сНежности» — работы художников, выполнены в редкой для Урала технике горячей эмали.
Ещё несколько лет назад свои фантазии, чувства и мысли доверяли эмали лишь известные на Урале художники, мэтры — Борис Клочков, Ольга Орешко, Вера Косьянковская. Сегодня рядом с ними, может быть — чуть поодаль, активная молодая поросль, выбравшая средством выражения своих взаимоотношений с миром эту весьма трудоемкую технику. Галерея «ПоЛе» представляет большей частью неизвестные имена — студентов старших курсов кафедры декоративно-прикладного искусства Профессионально-педагогического университета. Наставники — Инна Лемонова и Вера Косьянсковская. На медных пластинах натюрморты и пейзажи, сказочные сюжеты и абстрактные композиции. В одних есть что-то от туманности импрессионистов, в других — наивность примитивизма. По незнанию, поддавшись очарованию, свежести и лёгкости работ, можно было бы назвать их прелестными вещицами. Это так. Но только отчасти: искусство эмали — сложный и напряжённый процесс, связанный с высокими температурами и живым огнём. По большому счету — не дамское дело, хотя большее число подрастающих эмальеров — девушки. Слова «нежность» и «снег», обыгранные в названии, присутствуют во многих работах: одни «с помощью» сказочных сугробов, снегопадов, запорошенных лесов напоминают, что на дворе всё- таки зима, другие с пастельной или суровой нежностью рисуют диковинные цветы, космических пришельцев, библейские сюжеты, несуществующие дома, странных человечков. Эмальер, как, пожалуй, никто другой, должен быть не только художником, но и ремесленником, мастеровым. Потому что мало придумать, нарисовать, надо ещё воплотить, не позволяя технологии сжечь сокровенное. В эмалях очень важно окружение — рама, в которой она предстает перед публикой. И которая оказывается не просто качественным декоративным элементом, но и частью образа, привнося дополнительные смыслы или открывая новые, благодаря свой фактуре — дерево, фарфор, газетная бумага, старая доска, стекло. Этой европейской традиции оказались созвучны и молодые уральские эмальеры. Главная особинка эмали — присутствие огня. Он явно добавляет в краску, в живопись свою энергию, которую нельзя выразить словами, передать качественной полиграфией. Самый классный каталог проигрывает живой эмали, которую можно не только рассмотреть, но и почувствовать. Сила огня мистическая и необъяснимая, поэтому эмали — только глаза в глаза.