Новости культуры российских регионов
13 декабря 2011
Юг

«Заложники пустоты» и соцреализм 1930-50-х годов

Донская столица становится настоящей столицей художественной жизни Юга России – и далеко не всегда за счет государственных музеев.
В один день в Ростове открылись выставки, диаметрально противоположные по своей направленности. В здании, выстроенном на территории бывшей макаронной фабрике купца Иблаидова, открылась галерея, которая называется – 16thLINE. Этот новый арт-центр начал свою работу с амбициозной выставки «Заложники пустоты» - совместного проекта с Государственной Третьяковской галереей. Экспозиция уже была представлена на 4-й Московской биеннале современного искусства. Ее организаторы так говорят о цели выставки: «Цель проекта «Заложники пустоты» - проследить возникновение и историю пустых пространств в русском искусстве ХХ века от 1920-х годов (постсупрематический период) до современного искусства 2000-х, обнаружить внутренние структуры «пустот» в контексте перехода от традиционных искусств к новым медиа, от живописных и графических пространств к пространствам инсталляций и видеопроекций». На этой выставке все время вспоминались слова искусствоведа Валерия Рязанова: чтобы стать сегодня художником, совсем необязательно уметь рисовать. На другой выставке, открывшейся в тот же день в Ростовском областном музее изобразительного искусства, такое про авторов работ не скажешь никак. Все они следуют традициям реалистического русского искусства и являются учениками великих мастеров – Серова, Коровина. В этой экспозиции впервые за последние десятилетия представлены работы, созданные во времена соцреализма 1930-50-х годов, отношение к которым неоднозначно. Их ценность не только в том, что все это прекрасно нарисовано (да и художники верили в то, что писали), но и в том, что эти жанровые композиции являются портретом эпохи. Особенно здесь ценны работы тогда еще начинающих мэтров донского изобразительного искусства – Семена Скопцова, Бориса Спорыхина, Тимофея Семенов, Акима Аванесова. Выставка в РОМИИ называется «Я другой такой страны не знаю…» и является частью проекта музея, посвященного живописи ХХ-ХХI веков.