Новости культуры российских регионов
6 декабря 2011
Урал

Мимолетно на звёзды и пристально – на Токио...

Две любопытные выставки соседствуют в фотографическом музее.
Гости на открытие экспозиции «Звёзды между небом и землей. 1955-1971. Мимолетные взгляды» проходили через процедуру регистрации авиабилетов на рейс «Екатеринбург – Париж – Токио – Екатеринбург»... У каждого из трёх десятков шикарных, как сама Франция, чёрно-белых снимков своя история, но всех объединяет аэропорт Орли, трап или борт лайнера в кадре. На фото – звёзды и никому не известные пассажиры, попавшие в летопись авиации. Джон Биркин с детьми и женой; с трапа улыбается Серж Гинсбур; от ветра наклонилась поднимающаяся в самолёт молодая Бриджит Бардо. Эксцентричный Альфред Хичкок позирует за рулём тележки для чемоданов. А Никита Хрущев сосредоточенно разделывается с полётным обедом. Актёр и режиссёр Жак Тати, внука русского дипломата начала XIX века Дмитрия Татищева – потомок одного из основателей Екатеринбурга... 50-е прошлого века – начало эры авиаперевозок, в воздухе – большие лайнеры. У Эйр Франса идея – «использовать» знаменитых пассажиров для привлечения широкой публики. –Тогда водные лайнеры были популярнее воздушных, – говорит гендиректор представительства авиакомпании в России и странах СНГ Эрик Шатар. – Фотографов в Эйр Франс приглашали из агентства «Телефото». Все снимки, а их около 600, не постановочные и не из студии. Проект уникален тем, что сейчас составить подобную галерею практически нереально, хотя бы из-за авторских прав на публикацию образа. Папарацци вездесущи, но вокруг их снимков сплошные судебные процессы... Тогда же фотографы авиакомпании позволялось многое. Например, попросить остановить самолёт в конце взлётно-посадочной полосы, чтобы подняться на борт и спокойно фотографировать великую Марию Каласс до того, как её встретит толпа у трапа. Эти снимки экспонировались по всему миру, сейчас путешествуют по России... После Франции полувековой давности можно перенестись в Японию. «Не знаю, что вам и сказать про Токио. Смотрите фотографии, может всё это приблизится хоть немного...», – короткая аннотация от автора ««Токиострима» Ильдара Зиганшина. Экспозиция – итог многочасовых прогулок по бесконечным лабиринтам улиц. «Stream» в переводе с английского «поток». В многомиллионном мегаполисе потоки людей и машин, протекающих вдоль небоскрёбов и сливающихся с метрополитеном. Токио – город, где определяются тренды современности, возникают технические новации... Ещё одно возможное прочтение слова, вынесенного в заглавие выставки – река времени. Древняя столица сёгунов так часто разрушалась людьми и стихией, что почти не сохранила следов прошлого. И это видно на снимках – искусственное пространство из металла, стекла и бетона. Невероятная плотность населения. Мегаполис Зиганшина – все оттенки серого на фасадах домов, кричащие цвета гигантской печатной и неоновой рекламы. Но бешеный ритм жизни, к счастью, иногда замедляется. Есть голубой цвет неба и розовый – цветущей сакуры, на фоне которой в парке через лужи прыгают дети.