Новости культуры российских регионов
21 ноября 2011
Урал

Однажды и на двадцать пять лет

Четверть века назад на театральной карте Свердловска появилось не очень уральское название — «Волхонка».
Сегодня это известный и очень популярный театр. И даже троллейбусную остановку переименовали в его честь. Что такое 25 лет по меркам человеческим? Часть жизни, иногда — самая лучшая, первые обретения и первые разочарования. Для «Волхонки» — не просто опыт, а большая жизнь, в которой столько всего случилось… Театр — частная инициатива — возник на исходе Советского Союза. Всё, что было потом со страной, с её экономикой, культурой, все, кто старше «Волхонки» лет на десять, знают не понаслышке. То, что крохотный частный театр продержался, выжил, живёт и собирает залы — просто фантастика. «И мы не просто продержались… Мы не утратили художественной ценности, не перестали быть театром, не перестали творить. Это единственная задача театра», — говорит управляющая «Волхонкой», её художественный руководитель и ведущая актриса Татьяна Савинкова. В подтверждение этой стойкости — одна из наград, полученная на областном театральном фестивале с формулировкой «За мужественное сопротивление обстоятельствам и сохранение творческого лица». Создатель театра — Владимир Валл при рождении «Волхонки» заложил главное, чему верны до сих пор — жить и работать… без главного режиссера. Только с приглашенными. За это он и его команда словили множество косых взглядов и упрёков, мол, нет одной режиссёрской линии, конкретной программы, слишком пёстрая афиша. А это и было стратегической целью — быть всегда разными: в репертуаре, в манере, в стилистике. Любой артист (и не только волхонковский) скажет, что это невероятно интересно и полезно — работать с новым режиссером. Ведь он может разглядеть, обнаружить в тебе то, что не видели другие, что не подозревал в себе сам. В крохотном профессиональном театральном пространстве (зал всего на 38 мест — самый маленький в области!) за эти годы побывало множество интереснейших режиссёров, которых зачастую сводил с «Волхонкой» случай или судьба. Анна Ермакова поставила здесь десять спектаклей, Алексей Янковский — четыре, Людмила Саломон работает второй раз, Сергей Стеблюк, Максим Кальсин. Юбилей отметили, естественно, премьерой. Возобновили, а точнее, поставили «Зойкину квартиру», посвятив спектакль Владимиру Романовичу, который когда-то играл Аметистова. Отыграв булгакова, взялись за Кальтеса. Потом остановятся и будут «чистить перья». В таком бешеном ритме, в котором живет маленький театр, тоже нужны передышки. Все 25 лет жизни и полной свободы, театр сам себя содержит. Главный источник денег — доходы от билетов. Напомню, зал — 38 мест. И не стулом больше. В день приходится играть по три спектакля. Плюс многочисленные гастроли по области. В месяц выходит иногда больше тридцати. Почти все в играются в одном составе. Было бы 120, могли бы в два раза меньше играть на чужих сценах. Больше зал, больше денег, больше возможностей, лучше спектакли.