Новости культуры российских регионов
2 ноября 2011
Урал

Последняя осень патриарха

28 сентября Ярополк Лапшин отметил 92-й день рождения, 26 октября его земной путь завершился.
И по возрасту, и по значимости Лапшин – патриарх не только уральского, но — российского кино. Все свои фильмы (и документальные, и художественные) он снял на Свердловской киностудии, куда попал по распределению в 1944 году. В выстуженном военном городе было только одно яркое пятно — Клуб строителей, где снималась первая уральская картина «Сильва». Родившийся на Дальнем Востоке он навсегда прикипел к Уралу и воспел его так в кино, как никто прежде и вряд ли — в будущем. Признавался: в Урал его влюбили Демидовы, Петровы комиссары (так, кстати, изначально назывался легендарный фильм про династию горнозаводчиков). Годы учёбы во ВГИКе пришлись на войну, и институт как и всё кинопроизводство страны оказался в эвакуации в Алма-Ате, где тогда работал Сергей Эйзенштейн, чья подпись стоит в режиссёрском дипломе Лапшина. В числе тех, кто может считать себя лапшинским учеником — Владимир Мотыль. Первый — автор легендарного «Броненосца «Потёмкин», второй — создатель культовой картины советского кинематографа «Белое солнце пустыни». Ученик великого и учитель знаменитого прославил Свердловскую киностудию, став её символом и визитной карточкой, навсегда заняв достойнейшее место на отечественном киноолимпе. Пик известности и популярности пришёлся на середину второй половины ХХ столетия. Было у него в судьбе то самое, заветное утро, когда проснулся знаменитым — после выхода первого советского многосерийного фильма «Угрюм-река». Успех картины, снятой на довольно скромные и по тем-то временам, а по нынешним и подавно, деньги, был огромный: она собрала множество призов, письма от зрителей шли мешками… «Демидовы», «Приваловские миллионы», «Угрюм-река» — многоликая галерея образов народа, жившего со времён Петра меж гор и лесов на границе Европы и Азии, вольного, трудолюбивого, гордого, открытого и честного. Его киновек был долгим, более полувека, хотя снял не так много — полтора десятка игровых фильмов: «Пору таёжного подснежника» и «Сель» разделяют 47 лет. Свой путь в кино он начал при Сталине, первый художественный фильм появился при Хрущёве, расцвет пришёлся на эпоху Брежнева. Последние картины вышли в новой России, когда другой стала не только страна, но и сам кинематограф, рухнувший с пьедестала важнейшего из искусств. И это было предметом особой печали и внутреннего пессимизма патриарха. Его называли актёрским режиссёром: он умудрялся собирать на провинциальную киностудию лучших артистов советского кино. В титрах его фильмов значились Михаил Козаков, Евгений Евстигнеев, Леонид Куравлёв, Александр Лазарев, Людмила Чурсина, Ия Саввина, Леонид Кулагин, Вадим Спиридонов. Одну из последних киноролей сыграл в душевной лирической мелодраме «Продлись, продлись очарование» Олег Ефремов, и одну из первых — Евгений Миронов («Перед рассветом»). Лапшин не открывал новых звёзд (да такого понятия и не существовало по большому счету), он делал ярче те, что уже светили. А его собственная звезда сияет в созвездии уральских кинематографистов в фойе Дома Кино.