Новости культуры российских регионов
24 октября 2011
Урал

У классики в гостях

Новый театральный год в театрах города и области начали большей частью с классики.
В оперном спели «Князя Игоря», в Серове сыграли «Ричарда III», в афише академической драмы появилась «Пышка», у музкомедии – «Цыган-премьер». Старинная былина, положенная на классическую русскую музыку, стала основой театральной фантазии «Садко» в екатеринбургском кукольном. И даже Театр эстрады выдержал открытие в классических тонах: его ледовое шоу построено на вечных мелодиях Эдит Пиаф, Мирей Матье, Ива Монтана... Академическая драма обошлась со знаменитой мопассановской новеллой довольно свободно, отважившись на радикальный эксперимент. Классика здесь отнюдь не хрустальный сосуд, который боишься разбить, а источник вдохновения. История Элизабет Руссо стала лишь отправной точкой для одноимённой премьеры. Специально для нашей труппы Валерием Семеновским и Николаем Орловским была написана опера. Соответственно заявленному жанру, все отобранные через кастинг артистам предстояло не только вжиться в образ персонажей, но и много петь и танцевать. Вживую. Музыка тоже исполнялась вживую, для чего не только пригласили оркестр, но и «расчехлили» оркестровую яму. По словам режиссёра спектакля Софьи Маламуд, зритель становится очевидцем истории, которая может и могла произойти в любой стране, в любое время. И это легко читается в костюмах героев (особенно явно – у немецких солдат то ли кайзеровской армии, то ли гитлеровской), в музыке, принадлежащей разным народам, в словесном эквилибре, ушедшем, порой, слишком далеко от Мопассана. Действия спектакля решены на контрасте. Яркий, каскадный первый акт сменяется грузным, серым, вторым. Ощущение несвободы усугубляют не только полосатые акценты одежд, но и сценография Натальи Дружковой, которая постепенно превращает сцену в тюрьму. В режиме стопроцентного эксперимента и пиитета к классике – новая работа главного режиссёра Екатеринбургского театра кукол Евгения Сивко. «Садко» – осуществление давней мечты – сделать спектакль с участием воды. Точнее – в воде. Историю про былинного новгородца ставили и прежде, но там были картонные, тряпичные волны. Наш же купец и гусляр, падая в Ильмень-озеро, оказывается действительно в воде. Так по крайней мере кажется очарованному картинкой зрителю. Но вода – не самое главное, что придумали режиссёр, художник (Андрей Мелентьев) и композитор (Сергей Сидельников). Действие происходит в механической шкатулке, которые так восхищали больших и маленьких в прошлые века: в ней открываются створки, выдвигаются шкафчики, она вращается. Сама шкатулка – поражающее своим великолепием и техническими возможностями «яйцо Фаберже». Задумка авторов –очень патриотическая – создать гимн русской ювелирной школе, русской музыке (звучат фрагменты из опер Римского-Корсакова «Садко», «Град Китеж», «Золотой петушок», ставшие единым целым), да и в целом Руси. Ведь Садко отправляется в разные страны славить Новгород. Говоря современным языком, посредством искусства решил продвигать территорию. Спектакль погружает в безумную красоту сине-перламутрового яйца – переливающегося, плывущего в темноте, хранящего множество тайн и секретов. Внимательный и умный зритель оценит кукол – точные копия археологических находок вблизи Новгорода, типично новгородские колокольчики, орнаменты.