Новости культуры российских регионов
1 сентября 2011
Северо-Запад

«ЮМОР ДОЛЖЕН ПРОБУЖДАТЬ ДОБРЫЕ ЧУВСТВА»

Интервью с Валерием Хаитом.
Много ли юмористических журналов мы знаем? В СССР был очень популярный «Крокодил». Его читали, знали, любили, наверное, все. А на Украине – «Перец». Если же говорить о сегодняшней России, то в Екатеринбурге уже двадцать лет выходит журнал «Красная бурда». А что же на Украине? Находясь в Одессе, наш корреспондент встретился с главным редактором юмористического журнала «Фонтан» Валерием Хаитом. Тем самым Хаитом, который был капитаном легендарной одесской команды КВН конца 60-х и одним из основателей «Юморины». Мы побеседовали о бренде «Одесса», о «тирании вкуса» редактора, а также о книгах так называемого «одесского юмора», вышедших в московском издательстве «Эксмо». - Валерий Исаакович, вас называют хранителем традиций литературного одесского юмора. Именно к вам обратилось московское издательство «Эксмо» с просьбой составить том для «Антологии сатиры и юмора России XX века». Книга имеет колоссальный успех! - Это действительно так. С 2004 года том «Одесский юмор» в антологии - абсолютный лидер по количеству допечаток. Недавно в Москве вышло уже 15-е переиздание. Общий тираж – свыше 70 тысяч экземпляров. По нынешним временам это немало. Естественно, прежде всего, работает бренд «Одесса». Наш город любят и знают во всем мире. Но я втайне надеюсь, что когда читатели раскрывают книгу, то разочарований не испытывают… Оглядываясь назад, думаю: а ведь почти чудо, что я смог это сделать – собрать в одном томе лучшие, на мой взгляд, юмористические тексты за все прошлое столетие! В сборнике около 800 страниц. И у меня бы вряд ли что-нибудь получилось, если бы мне не помогали сотрудники нашего знаменитого Литературного музея, научной библиотеки имени Горького, исследователи, коллекционеры, знатоки жанра. - Чем вы руководствовались при отборе произведений? - Прежде всего, я исходил из замечательных слов Исаака Бабеля из его статьи о Леониде Утесове (кстати, взял их эпиграфом к тому): «Я предвижу высоты, которых он может достигнуть. Тирания вкуса должна царить на них». Выражение «тирания вкуса» я сделал основой, девизом своей работы, практически «навязал» читателю свои вкусы, отбирая из архивов с начала века и до его конца то, что, на мой взгляд, не потеряло литературной ценности и качества юмора. К примеру, «мелочи», напечатанные в газетах еще в начале XX века, можно и сегодня читать с эстрады, они не утратили своего юмористического заряда. Так же и стихи, афоризмы, рисунки. Словом, поскольку этим сомнительным делом (имею в виду юмор) я занимаюсь более 40 лет, то предполагаю, что уже пора себе доверять. Опыт даже в таком деле все-таки имеет значение. - Расскажите о журнале «Фонтан». - «Фонтану» уже 14 лет. Его девиз: «Юмор должен пробуждать добрые чувства!» Наш журнал — без черноты, без желтизны, насколько это возможно, без политики. С позитивным настроем. Издателем его стал одесский бизнесмен Валерий Горелов, известный своими благотворительными проектами в сфере культуры. Если говорить о традициях, то мы стараемся следовать тому лучшему, что печатали одесские юмористические журналы и газеты начала XX века. «Фонтан» — первый после 70-летнего перерыва юмористический журнал в Одессе, издание, прежде всего, литературное. А раз так, то он не очень широко распространяется, потому что не хочется нагружать издателя дополнительными расходами по рекламе. Кроме того, содержание журнала никак не соответствует современным приемам раскрутки СМИ с использованием материалов, вызывающих скандальный интерес. Но наш журнал не элитарный, а вполне демократичный. Тем, кто его читает, он очень нравится. К сожалению, тираж у нас небольшой — полторы тысячи. На Украине журнал регулярно получают по подписке около 500 человек. Чтобы распространять его в России, нужны серьезные затраты. Когда «Фонтану» исполнилось 10 лет, я предложил издателю подготовить том, в котором собрать лучшее, что было напечатано у нас. И мы издали книгу «Большой фонтан одесского юмора». Это юмор уже XXI века и, на мой взгляд, продолжение тома «Одесский юмор». Книга через некоторое время вышла и в Москве в издательстве «Эксмо» и тоже чуть более чем за год претерпела три допечатки тиража. Дальше — больше. Обнаружилось, что за 14 лет существования журнала у моих постоянных авторов, которые печатались практически в каждом номере, собралось уже столько текстов, что их вполне хватит на отдельные книги. Для начала я отправил в «Эксмо» рукопись Марианны Гончаровой, живущей в Черновцах. Там прочли и спросили: а еще есть? Я прислал еще…. И тут «Эксмо» совершенно неожиданно для меня и для автора принимает решение издать сразу две книги веселых рассказов Гончаровой, причем тиражом по 10 тысяч экземпляров – «Кенгуру в пиджаке» и «Левый автобус». И хотя на обложках книг не написано, что это «одесский юмор», они имеют большой успех. Издательство тонко почувствовало, что читатель устал от постмодернизма, эпатажа и детективов. Книги Гончаровой — это не только литературный юмор высокого качества, но и позитивная литература, утверждающая вечные ценности. Уже практически раскуплена третья книга Гончаровой «Черная кошка в оранжевых листьях», прочно держится в лидерах и недавно вышедшая «Моя веселая Англия». Запланированы новые переиздания ее книг - в мягкой обложке и тоже серьезными тиражами. — А что же дальше? — Как известно, аппетит растет во время еды. Я решил осуществить свою давнюю идею – предложил «Эксмо» издать серию книг под рубрикой «Новый одесский юмор». Их авторы – не только коренные одесситы, но и близкие нам по духу своими легкими и парадоксальными текстами писатели. Главное, что их стихи и рассказы впервые увидели свет в журнале «Фонтан». То есть именно в Одессе… Идея была принята. Вышло уже десять книг этой серии. Например, «Рыжий город, или Четыре стороны смеха» Георгия Голубенко, «Происхождение тютельки. Малая энциклопедия смешного» Бориса Бурды. Увидели свет томики Вячеслава Верховского и Михаила Векслера. Успешно продается в России и Украине книга Романа Карцева «Приснился мне Чаплин…». В 2011 году вышли книга Марианны Гончаровой «Отдам осла в хорошие руки» и моя - «Дедушка танцует на балконе. Избранное из услышанного». С огромным успехом продается книга моих авторов из театра «Квартет И» «О чем говорят мужчины». Среди лидеров продаж и книги Людмилы Улановой и Михаила Бару. Готовятся и другие рукописи. - Как разыскиваете новые «золотые перья», таланты? - Найти хороших авторов всегда было трудно. Но теперь, благодаря новым технологиям – электронной почте, всемирной сети, мои старые добрые авторы, уже хорошо зная требования журнала, рекомендуют мне новые имена. У нас печатаются люди со всего мира: Украина, Россия, Германия, Израиль, США, Австралия… - Вы вице-президент Всемирного клуба одесситов, автор идеи всенародного сбора средств на памятник писателю Исааку Бабелю. Когда ждать открытия? - Это, пожалуй, сегодня самое главное из всего, чем я занимаюсь. Началось все еще в 2007 году. А 4 сентября памятник Бабелю работы известного российского скульптора Георгия Франгуляна будет в Одессе, наконец, открыт.