Новости культуры российских регионов
14 августа 2011
Сибирь

Еще раз о сынах Израилевых

В свет вышел сборник очерков и документов по истории томской культуры «Ковчег».
Вся суть сборника обозначена после двоеточия: еврейский аспект. Да, это не просто очерки о деятелях искусства и культуры, которые жили, работали в Томске или бывали здесь проездом, в командировках, останавливались на непродолжительное время. Это «собранье пестрых глав» о том, как евреи формировали культурную жизнь города, влияли на нее на протяжении всего ХХ века (именно такой временной отрезок охватывает книга). Хотя, как точно замечает в предисловии редактор-составитель Виктор Юшковский, «Томск издавна был городом веротерпимым, полиэтничным, открытым для разных культурных влияний», но еврейский «акцент» звучал и звучит весьма отчетливо. Например, музыкальную жизнь города конца XIX – начала XX веков невозможно представить без участия «людей, которым и общее-то образование было мало доступно», но которые первыми ринулись получать музыкальное образование, как только в Томске открылись музыкальные классы. Да и само местное отделение Русского музыкального общества возникло не без участия Антона Рубинштейна. Моисей Маломет и Яков Медлин, коренные томичи, формировали музыкальный облик Томска в первой половине ХХ века. Три блистательных директора Томской филармонии – Виктор Цейтлин, Эммануил Зайдман и Моисей Мучник – сыграли огромную роль в музыкальном просвещении томичей, роль, которую трудно переоценить. Цейтлин и Мучник в свое время возглавляли и театры, кукольный и драматический. Виктор Цейлин – личность яркая и многогранная, он был последним учеником Соломона Михоэлса. Театральное дело в Томске невозможно представить без блистательных имен Феликса Григорьяна и Романа Виндермана, которые звучали на всю страну. Их творчество стало заметной вехой в истории российского театра. Режиссерскую когорту достойно дополняет и Софья Сапожникова, режиссер первого за Уралом телевидения. Невозможно представить историю томской театральной жизни без блистательной игры Якова Рафальсона (в Томске он выступал под фамилией Орлов), Аркадия Аркина, Владимира Фридмана, Аркадия Гиршмана. Очерки о томских писателях Марии Халфиной, Виле Липатове, чьи произведения в советское время были даже экранизированы («Мачеха», «Деревенский детектив»), поэтессе Руфи Тамариной, познавший сталинские лагеря, дополняются рассказами об известных всему Советскому Союзу мастерах литературы – Исааке Бабеле, Илье Эренбурге, Николае Эрдмане, Павле Антокольскому, чьи жизненные орбиты пересекали, пусть и на время, томский меридиан. Все, о ком идет речь в книге, так или иначе, привлекли внимание публики, оставили свой след в истории томской (и шире: сибирской) культуры. Но правомерно задать вопрос, насколько они сами в своем творчестве ощущали «голос крови», насколько идентифицировали себя с еврейской культурой? Этот вопрос волновал и редактора-составителя и автора многих очерков Виктора Юшковского. Он и сам признает, что все герои сборника принадлежат русской культуре, независимо от того, сознавали они собственную этническую природу или нет. Тем не менее, «еврейский аспект» в истории томской культуре присутствует. Более того, он слишком заметен, чтобы с этим спорить. Поэтому стоит только приветствовать выход в свет такого сборника, который является своеобразным продолжением издательского проекта Томской еврейской общины. В 2009 году вышел аналогичный сборник «Томские профессора. Наука и образование в Томске: еврейский аспект». «Ковчег» как художественно-документальное издание снабжен богатым справочным, библиографическим и иллюстративным материалом. По мнению издателей, книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся судьбой и творчеством деятелей сибирской музыкальной культуры, историей литературы, театральной жизни, просветительства.