Новости культуры российских регионов
12 июля 2011
Центр

Кошачьи плутни

В театре кукол "Шут" сдали премьеру.
Подмостки воронежского театра кукол освоила мелкая, но ушлая скотинка – Кот. Не простой, правда, а – в сапогах. С героем одноименной сказки Шарля Перро его роднит многое, но – в оригинальной нюансировке: авторство пьесы, по которой сделан премьерный спектакль, принадлежит режиссеру театра Валентину Козловскому. Который сам новинку и поставил: изобретательно, умно и, что особенно приятно, с ощутимым обаянием непосредственности. Сюжетная линия, в сравнении с первоисточником, особым метаморфозам не подверглась. Незадачливый сын мельника получает в наследство от отца беспородного кота и пару старых сапог – и гуд бай, аривидерчи, оревуар. Иди с этим добром по миру, ищи свое счастье… "Кот в сапогах" – ширмовой спектакль, не очень характерный для воронежского театра последнего времени. Актеры, которых в живом плане не видно, работают с тростевыми куклами; всю смысловую и эмоциональную нагрузку передают только марионетки. Надо быть виртуозом, чтобы на протяжении полутора часов не сфальшивить ни единым жестом… – Над спектаклем работали долго, искали форму, – рассказал Валентин Казимирович. – Остановились на фарсе, плутовском представлении, позволяющем зрителю по-настоящему окунуться в театр. Все ведь представляют "Кота в сапогах", как маленькую сказочную историю великого мастера, а наш вариант потребовал ее переписать – на театральный лад. Сложности были с тем, что актерам, располагающимся за ширмой, пришлось искать характеры персонажей, отталкиваясь только от куклы. И работая при том в очень непростом жанре – псевдо "дель арте", белого стиха, эдакой несуразной напыщенности. Актеры действуют так, что ясно без подтверждений с их стороны: режиссерская задача донесена до каждого максимально четко. И когда безмозглая, по идее, лягушка, опасаясь низких температур, трогает лапкой воду в пруду с жеманством подиумной кокетки, отмечаешь: в спектакле буквально каждая «шмокадявка» – с характером. Смело и рационально освоено сценическое пространство – что в ширину, что в высоту. Когда действие перемещается с одного уровня на другой (а это по ходу спектакля происходит неоднократно), оно не просто обретает дополнительный объем, но высвечивает новые краски и берет новые ноты, которые работают на колорит, а, значит, и правдоподобие происходящего.