Новости культуры российских регионов
28 июня 2011
Юг

Герои Владимира Клёнова: в стенах и на стенах

Заслуженному художнику России Владимиру Клёнову только в будущем году исполнится 80 лет, но именно сейчас он захотел представить свою персональную выставку, которую можно назвать программной, юбилейной.
«Это был его каприз. Как не отговаривала потерпеть до юбилея – ни за что не соглашался…», - пожаловалась жена художника Валентина Георгиевна. Хотя ей как раз эта выставка и посвящена в большей степени. Добрая четверть картин – ее портреты. Сотрудники Областного музея изобразительных искусств, в стенах которого проходит выставка, предложили Владимиру Михайловичу на выбор несколько названий экспозиции. Но он и в этом оказался трёрд как никогда, настоял на собственном названии – «Я растворяюсь в них…». Хотя за его плечами десятки выставок (коллективных и персональных), но к нынешней он шел наверное всю жизнь, сформировав ее исключительно из портретов близких людей. Признанный колорист, он с удовольствием пишет донские пейзажи. Но еще больше любит писать портреты современников. За 60-летнюю творческую жизнь их накопилось в местерской не мало. А сколько было подарено героям картин?! Сколько хранится в фондах музея?! Клёнов из тех, кто пишет только тех, кто ему лично симпатичен, в ком угадывает собрата по духу. Вот отчего на портретах Клёнова в основном его друзья, соседи, коллеги по работе в Ростовском училище имени Грекова, ученики, наконец просто родные люди – жена, дочери, внуки. В результате получилась выставка совершенно неожиданная, по своему уникальная, составленная из портретов тех, кого сегодня называют культурной элитой города. Это известные художники (Покидченко, Щебланов, Чарская, другие), искусствоведы (три поколения директоров РОМИИ – Юлия Рудницкая, Галина Скопцева, Светлана Крузе , научные сотрудники Галина Долгушева и Галина Головкина, бывший главный хранитель Лариса Цымбалова)… Легендарный Валерий Рязанов, на чье веское искусствоведческое слово опираются донские ценители живописи вот уже, без малого, полвека, изображен Клёновым в образе Атланта, который держит на плечах… нет, не здание РОМИИ, но всю «донскую культуру». Не менее пафосно-возвышенно решил художник портрет жены, наделив ее ангельскими крыльями и нимбом над головой. Но это те редкие и простительные случаи, когда ему отказало чувство меры. Во всех остальных он строг, лаконичен, академичен и, одновременно, открыт, ясен, добр. И то что все его герои видятся людьми исключительного благородства, следует относить скорее к личностной особенности самого художника – видеть в людях только хорошее. «Человек, который оставляет добрую память о других, сохраняет добрую память о себе», - заметила директор Ростовского художественного техникума имени М. Грекова Галина Скопцова, давая свою оценку творчества Владимира Клёнова. Немножко странное это ощущение: бродить по трём музейным залам, увешанным портретами кисти Клёнова и тут же раскланиваться с теми, кого изобразил художник. «Если Володя пишет человека, значит этот человек ему нужен. Не с точки зрения полезности материальной, но душевной» - говорит соученик Клёнова по «грековке», ныне профессор Педагогического иститута Василий Романенко.