Новости культуры российских регионов
14 июня 2011
Центр

Мирные люди

В городском выставочном зале нарисован «Мир Андрея Платонова».
Трех московских мастеров и молодого воронежского графика объединило авторство выставки «Мир Андрея Платонова глазами художников разных поколений». Светлана Филиппова, Лев Саксонов, Валерий Калныньш и Наталья Коньшина предложили зрителю варианты своего прочтения творчества Андрея Платонова; выставка, составленная из их иллюстративных произведений, работает в рамках Международного Платоновского фестиваля в городском выставочном зале. Ее оценили уже на открытии: зрителей, в том числе высокопоставленных, собралось в избытке – и все были единодушны. Емко, оригинально, глубоко – вот качественные оценки того, что выставлено в экспозиции. Художники очень разные, «платоновские миры» – тоже, а выставка получилась практически однородной. В том смысле, что именно «миры», а не отдельные их компоненты показала – равновеликие по главному параметру. Под ним подразумеваю известным образом деформированное мироощущение Андрея Платонова, выраженное «новоязом». Проникнуться ярким платоновским «новаторством», принять предлагаемые писателем условия игры – уже известные усилия нужны. А чтобы еще адекватным образом передать это мироощущение художественными средствами, как бы продублировать на свой лад – одного желания мало. Нужно вжиться в уникальную платоновскую стилистику, что и сделали художники – каждый в меру своего прочтения и понимания творчества писателя. Валерий Калныньш представил абстракции – иллюстрации к собранию сочинений Андрея Платонова, вышедшего в 2010-2011 годах в издательстве «Время»: это первое собрание писателя, в которое включены все известные на сегодня произведения классика русской литературы и архивные разыскания. Собрание задумала и начала готовить к изданию дочь Андрея Платоновича – Мария Андреевна. После ее безвременной кончины работу продолжил сын Антон Мартыненко; понятно, что столь пристрастный подход к делу родственников Платонова обязывал оформить издание так, чтобы тексты «с лица необщим выражением» этого «выражения» не потеряли бы. Воронежская художница Наталья Коньшина на базе своего творчества способна устроить собственный фестиваль имени писателя. Андреем Платоновым Наталья, иллюстратор-график по образованию, занимается давно – с большой любовью и ответственностью. В выставочной деятельности участвует с середины девяностых годов. Серии графических листов по многим платоновским произведениям, начиная с «Чевенгура», эту любовь передают сполна: персонажи и сюжеты Коньшиной – именно иллюстрации к платоновскому слову. Она считает его настолько точным и подробным, что смысла изобретать нечто свое, добавляя такую самодеятельность к описанному образу, не видит. Чем и интересна; иллюстратор на то и иллюстратор, чтобы не выбегать «поперек батьки». Формальным, однако, буквализмом тут не пахнет: Наталья абсолютно самостоятельна, ее образная система – со своими отличительными особенностями: гротесковость, гиперболизация и т.п. Люди на листах – именно платоновские: их трогательность и трагедия – две стороны одной медали. На выставке впервые показана новая серия из 20 листов – «Котлован»; кроме иллюстраций к этому роману, зрителю предложены в картинках «Река Потудань», «Шарманка», «Житель родного города». В работах Льва Саксонова – тот же мотив сострадания, доброты и жалости ко всему сущему, что безошибочно улавливается в рисунках Натальи. Специалисты поясняют: «Книжная графика Льва Саксонова – не прямое, буквальное иллюстрирование. За брошенным на лист цветовым пятном, за связью штрихов открывается глубокое, полное смятения пространство, трагическое одиночество старых зданий, зверей или драматические судьбы гонимых по свету людей». Посмотрев на графику Саксонова, созданную по мотивам платоновских произведений – а это шесть выставленных работ – понимаешь, почему его творчество «разошлось» по многим галереям (в их числе – Третьяковская) и музеям (изобразительных искусств им. Пушкина, искусств народов Востока и т.д.): замечательное своеобразие, заманчивое приглашение к освоению нового художественного пространства. Светлана Филиппова – художник, график, мультипликатор. Книжная графика – одна из сильных сторон ее творчества; в 2005 году за иллюстрации к сказкам Людмилы Улицкой художница получила первую премию Ассоциации художников графических искусств на выставке произведений московских художников книги. То, что делает Филиппова, называется порошковой техникой «кофе на стекле», уникальной для книжной графики. Как ни странно (а, может, как раз таки не странно), именно «сыпучая» субстанция сущностно передает особый платоновский мир – не поддающийся предметному бытовому "уложению", размытый в плане вещности.