Новости культуры российских регионов
31 мая 2011
Урал

Книжки с картинками: увидеть и прочитать

В областной библиотеке им.Белинского проходит выставка рисунков «Книга с картинками», представляет содружество молодых художников «Волшебная пила».
Детская книга отличается от взрослой тем, что её сначала рассматривают, а потом читают. Так, возможно, бывает не всегда, но очень часто. Начинающий читатель формирует свой мир не только через слова, произнесённые (прочитанные) мамой, но и через те образы, что создали на страницах его первых книг художники. Возможно, он с ними не согласится, и порвёт книгу, а может быть они останутся в памяти на всю жизнь... На выставке – несколько десятков рисунков-оригиналов к мансийским сказками, истории Геракла, «Каштанке», произведениям Юрия Коваля. Некоторые уже стали книжными иллюстрациями. И можно сравнить: книги прилагаются. Авторы – Иван Александров, Ирина Иванова, Татьяна Кормер, Зина Сурова, Софья Уткина, Наталья Яскина и другие. Разнообразные по техническим приёмам и визуальному языку, книги с их картинками выходят в разных издательствах России. Одна из удивительных, точнее способных удивить, техника детской иллюстрации – коллаж. Она может показаться обывателю совсем не книжной. И напрасно. Многодельные, рукотворные, разнофактурные (и это, кстати, ощущается в печатном виде) картинки мира книжных героев лишь подчёркивают, какое значимость картинок в детской книге. Взрослая книжная иллюстрация – понятие стремительно исчезающее: мало какое издательство призывает художника в соавторы с поэтом или писателем. Начинающий читатель воспринимает книгу как вещь, которую можно кидать, рвать, если не понимает текст – рассматривать картинки, докрашивать их. Книга своего рода развивающая игрушка и потому представить её без адекватных иллюстраций невозможно. Выставка в библиотеке адресована местным издателям и художникам, чтобы они увидели, какой может быть современная детская книга, каков её язык. Любопытной она может оказаться и продвинутым родителям, которые могут сравнить, какие книги собираются в их домашней библиотеке и какие могут её пополнить.