Новости культуры российских регионов
31 мая 2011
Урал

Через черное к свету

Первый Международный фестиваль меццо-тинто проходит в Музее ИЗО.
Первый не только на Среднем Урале или в России, но и в мире. До сих пор никто и никогда не собирал на одном выставочно-конкурсном пространстве такое количество художников, «исповедующих» уникальную старинную графическую технику. В нескольких залах Екатеринбургского музея выставлены конкурсные работы более чем 80 художников из 30 стран. Среди участников первого в мире открытого конкурса меццо-тинто графики из Австралии, Австрии, Азербайджана, Аргентины, Великобритании, Венгрии, Германии, Ирана, Испании, Италии, Канады, Кореи, Люксембурга, Мексики, Нидерландов, Норвегии, Польши, России, Сербии, США, Украины, Финляндии, Франции, Чехии, Швеции, Японии. Здесь же несколько персональных выставок тех, чьё имя и творчество – непререкаемый авторитет в чёрно-белом мире меццо-тинто: Кацунори Хаманиси (Япония), Лоран Школьник (Франция), Константин Чмутин, Юрий Боровицкий. Также среди них и Марина Лазарева, столичный меццо-тинтист, знакомая екатеринбургским ценителям этого вида искусства по прежним выставкам и открытым мастер-классам, на которых она показывала, как сложно рождается кажущаяся такой простой чёрно-белая картинка. Главная особенность этой необычайно выразительной техники в том, что художник идёт не от белого к чёрному, как в «обычной» графике, а наоборот, из темноты к свету. Во всех гравюрах, выполненных в технике меццо-тинто, есть какая-то недосказанность, загадка, неощутимость. Возможно потому, что на любую, даже самую маленькую работу, уходит не один месяц (и не потому, что работают медленно, а потому что кропотливая технология подразумевает неспешность, погружённость) и за это время можно много думать, размышлять, обращаться к глубинной сути явлений. Вероятно, потому многие работы невероятно философичны. Как Средний Урал стал центром мирового меццо-тинто? Произошло это благодаря группе екатеринбургских художников «Printa Vera» и прежде всего Ольге Житеневой, которая стала работать в этой утонченной, но чрезвычайно эффектной графической технике. Увлекла молодых коллег, которые начали методично и скрупулёзно возрождать и популяризировать меццо-тинто. Они же инициировали первые выставки и мастер-классы. Идею подхватил музей ИЗО во главе с директором Никитой Корытиным, который тоже давно и неровно дышит к этой технике. Сейчас интернациональное жюри отсматривает конкурсные работы. Результаты будут объявлены в конце июня.