Новости культуры российских регионов
17 мая 2011
Сибирь

Летописец культурного слоя

Иосиф Курочкин написал книгу «Ветераны культуры Кузбасса», Кемеровский университет культуры и искусств издал ее.
Дело замечательное: увековечить имена и деяния тех, кто создавал «культурный слой» Кузбасса – региона молодого, промышленного, «заточенного» при советской власти прежде всего на экономику. Ведь именно благодаря усилиям подвижников, что стали героями книги Курочкина, мы имеем сегодня вполне обжитой, цивилизованныйя регион: с достойными театрами и филармонией, с творческими вузами, с художниками, библиотеками, музеями. Важно отметить: культурный потенциал Кузбасса набирал силу именно в 1950-1980 годы, когда у руля культуры Кемеровской области стоял Иосиф Курочкин (с 1967 по 1984 год он возглавлял управление культуры облисполкома). Среди его героев – профессор Анатолий Мартынов, основатель музея-заповедника «Томская писаница», учитель Николай Капишников, создавший в поселке Мундыбаш уникальный оркестр, художник Николай Бачинин, артист Александр Бобров и многие другие. Автор относится к персонажам своей книги с большой любовью: он пытается о каждом написать неординарно, вспомнить эпизоды, характеризующие не только профессиональные достижения, но и его личность. Скажем, в очерке про скульптора Георгия Баранова, который изваял памятник рудознатцу Михайле Волкову, автор приводит замечательный анекдот, который сопровождал установку этого монумента. Известно, что скульптура рудознатца – бескорыстный дар художника родному городу. Однако, когда она была установлена, в Кузбасс была направлена специальная «бригада чиновников из контрольно-ревизионного управления республики. «Общеизвестно, - пишет Курочкин, - что разбор подобных «вольностей» (то есть установка памятников без согласования с ЦК и Совмином) носил далеко нелицеприятный характер. Каково же было огорчение аудиторов, когда в результате дознаний им удалось установить, что на сооружение монумента Михайле Волкову финансовые затраты составили всего 47 рублей 60 копеек (стоимость пластины с текстом, выполненной в производственных мастерских художественного фонда)». В книге не случайно много места отводится организаторам, менеджерам культуры и преподавателям спецдисциплин. В 1970-1980 годы на территории Кемеровской области повсеместно создаются детские музыкальные и художественные школы, выстраивается система непрерывного арт-образования. По сути дела, реализуется главный принцип: неважно, где ты родился и живешь, доступность качественного уровня жизни должна быть тебе обеспечена. Возможность учить ребенка изящным искусствам – одна из непременных составляющих этого принципа. К сожалению, большой труд автора в значительной мере портят следующие обстоятельства. Первое: непонятное членение на главы, отсутствие внятного справочного аппарата, да и просто – оглавления, в котором бы упоминались все персоны, очерки о которых помещены в книге. Второе: во многих очерках отсутствует информация о том, кем именно и когда работал тот или иной герой. Вообще, чтобы это издание превратилось в удобочитаемую «энциклопедию талантов» ему необходима тщательная редакторская работа, которая, увы, не была проделана. В результате читатель, не знакомый с историей культуры Кузбасса (а ведь издание затевалось именно как просветительский справочник) с трудом разберется, почему та или иная фамилия была внесена в это реестр. Я уж не говорю про грамматические и стилистические ошибки, которых также довольно много. Видимо, из-за торопливости или нехватки средств такие необходимые звенья издательского процесса как редактура и корректура были опущены. Жаль: это издание и впрямь могло бы стать настольной книгой для многих и многих читателей, профессионально занимающихся вопросами искусства в Кемеровской области.