Новости культуры российских регионов
16 мая 2011
Поволжье

Больной скорее жив

Дискуссия о самарской литературной среде на книжном фестивале.
На книжном фестивале «Самарская Чита-2011» состоялся большой разговор на тему «Как оживить самарскую литературную среду?». Круглый стол подобрался представительный: Сергей Лейбград, Виталий Лехциер, Константин Латыфич, Георгий Квантришвили, Ирина Саморукова, Елена Богатырева, Михаил Перепелкин, Галина Ермошина, Татьяна Самойлова, Михаил Бахрах. Больше чем к половине из перечисленных фамилий можно добавить «поэт», так что на дискуссии собрались в основном практики. Впрочем, дискуссии как таковой и не было – никто ни с кем особенно не спорил. Все собравшиеся – люди одного круга и выступали почти единым фронтом. Новая генерация самарской поэзии, способная если и не возразить, то предложить альтернативную точку зрения, частью не дошла до галереи «Виктория», частью отмолчалась. Вот вам и первая проблема самарской литературной среды: на сегодня она состоит из нескольких не пересекающихся кругов. Начали с утверждения, что литпроцесса в Самаре нет. Поэт и журналист Сергей Лейбград рассказал, как издавал вестник современного искусства «Цирк «Олимп»: «На три года удалось создать иллюзию, что Самара находится в русском, европейском литературном процессе». Тогда литературный процесс был активным, с фестивалями, встречами. Сейчас же, по мнению г-на Лейбграда, мы впали в состояние энтропии. «При этом в Самаре есть вменяемые, интересные, живые авторы, есть отдельные события. Но нет процесса». Сергей Лейбград, впрочем, рассказал, что прекратил заниматься вестником не только по причинам материальным, но и потому что в какой-то момент альманах стал нужен авторам, а не городу. Поэту Константину Латыфичу для полноценного литературного процесса в Самаре, как оказалось, не хватает критиков. Поэт Галина Ермошина убеждена, что все не так плохо и литературный процесс у нас есть, вопрос только в качестве событий, и связывала отсутствие литературной критики с тем, что ей негде печататься. Тут звучали недобрые слова в адрес «Русского эха» и добрые – памяти вестника «Цирк «Олимп». К партии «все не так уж плохо» примкнули Михаил Перепелкин и Татьяна Самойлова. Для Перепелкина, поэта, филолога и преподавателя СамГУ, важным оказался вопрос с вхождением молодежи в этот процесс. О содержательной стороне проблемы заговорил поэт и философ Виталий Лехциер: для литпроцесса нужен эстетический конфликт, борьба – а в последнее десятилетие этот конфликт исчерпан: «Мы находимся в поле эстетической плюральности, каждый просто существует в своем кружке. Для конфликта исчерпаны онтологические основания. Он возможен только на уровне человеческой реакции – я, например, не люблю все, что связано с Союзом писателей». Кроме того, по мнению философа, в Самаре нужны институты литературного признания, причем федерального уровня. Впрочем, что именно может выступить таким институтом, осталось неясным. «Потому что у нас ведь в междусобойчике назначают друг друга поэтами, а чтобы состояться, необходим режим публичности», - справедливо замечал г-н Лехциер. О содержательном наполнении литературной жизни говорила и филолог Ирина Саморукова: «Речь идет о формировании самарского мифа в литературе. Есть ли нам что сказать миру или о чем спросить его? Литературный процесс – это не писатели, не читатели, не критики – это какая-то смысловая вещь». Сильно разнообразил разговор трезвый взгляд на вещи издателя Михаила Бахраха, художественной литературы, впрочем, не печатающего: «Я считаю, что литературного процесса сегодня в Самаре нет. Он подразумевает под собой прежде всего взаимодействие автора и читателя. Не существует самарской литературы как таковой, самарского художника, самарского композитора. Я не устаю это повторять, хотя на меня обижаются творческие союзы. Если писатель интересен читателю, то интересен независимо от того, где живет читатель. Другой вопрос, как донести текст до читателя? На эту тему нужно думать. И вообще литературный процесс – это среда, которая рождает гениев. Люди пашут на своей борозде, не ожидая издателей и критиков. И тогда могут создать свой литературный кружок или альманах». Что в сухом остатке, помимо редкого в нашем городе разговора на тему литературы? Михаил Бахрах предложил запустить литературный журнал или литсерию, Константин Латыфич думает о радиопрограмме. Сергей Лейбград под занавес неожиданно пришел к мысли, что литературный процесс будет, когда накопится «критическая масса» талантливых авторов. Михаил Перепелкин заключил, что нужны формы осмысления этого процесса и связь между поколениями. Ирина Саморукова закончила на том, что поэтов у нас даже слишком много, их нужно критиковать и частью изгонять, «а то каждый, написавший две строчки и не знающий никого, считает себя поэтом только потому, что он выступил в «Сквозняке» и три раза произнес два матерных слова». А вот с какой-то своей «фишкой» у самарской литературы пока проблемы. Так что писатели в поисках консолидации и чего-то специфически самарского.