Новости культуры российских регионов
16 мая 2011
Поволжье

Печатное слово

В Самаре прошел Первый книжный фестиваль «Самарская ЧИТА-2011».
В галерее «Виктория» прошел первый в нашем городе книжный фестиваль «Самарская ЧИТА-2011». Помимо выставки-ярмарки, в которой приняли участие крупные местные издательства и книжные магазины, в рамках проекта было проведено множество творческих встреч, презентаций и поэтических чтений. Логическим завершением фестиваля стала дискуссия известных в городе литературных деятелей, издателей и филологов на тему «Как оживить самарскую литературную среду». Количество публики, побывавшей на фестивале, было невелико, и все же он стал серьезным свидетельством того, что говорить об утрате интереса к чтению в России вообще и в отдельно взятой Самаре — в частности, еще рано. Свою продукцию на «Самарской ЧИТЕ-2011» представили самарские издательства «Дом искусств», «Бахрах-М», «Раритет», «Агни», книжные магазины «Пиквик» и «Чакона», проект «Самарские судьбы». Свои стенды на выставке организовали тажке Самарский литературный музей, Самарская гуманитарная академия, Самарский государственный университет, литературные журналы «Белый человек» и «Город». Еще один стенд демонстрировал уникальную коллекцию самарского и тольяттинского самиздата. Получившаяся в итоге экспозиция впечатляла разнообразием: дорогие подарочные издания с золотым обрезом соседствовали с более чем аскетичными самиздатовскими брошюрками, а строгие учебные и научные труды — с развлекательными бестселлерами в ярких обложках. Отживший артефакт? Воспользовавшись тем, что некоторые известные издатели и книготорговцы решили почтить открытие книжного фестиваля своим личным присутствием, корреспондент АКИ решил выяснить, в чем, по их мнению, цель этого мероприятия и какая судьба ожидает бумажную книгу, все больше и больше теснимую в современном мире электронными носителями. «Книжные фестивали сейчас очень актуальны, хотя они начинают приобретать иную смысловую окраску, становясь все больше похожими на музейные выставки, - поделился своим видением ситуации директор ООО «Пиквик» Александр Ерин. - Бумажная книга буквально через несколько лет исчерпает себя как источник информации. Но мы не утратим ее окончательно — она останется в качестве памятника полиграфического искусства ушедшей эпохи. Новых изданий будет все меньше, они будут все дороже и дороже, а магазины постепенно превратятся в книжные развалы раритетных изданий. Можно сказать, что наш стенд на фестивале отражает неизбежное будущее всего книжного рынка - я выбрал для него книги 40-50-х годов прошлого века, которые уже никогда не будут переизданы, а также книги, наиболее интересные именно как памятник полиграфии — с качественным дизайном, отличными иллюстрациями, хорошим оформлением». Несколько более оптимистично отозвался о дальнейшей судьбе бумажной книги издатель Михаил Бахрах. «Книгу как источник информации вполне может заменить электронный носитель, - согласился издатель. - Но не стоит забывать, что предметом культуры является не только текст, но и сама книга. Предпочитая электронную книгу бумажной, мы лишаем себя некоторого ощущения реальности. Это как заменить живое общение глаза в глаза общением в социальных сетях. Есть еще одна опасность, которую сулит нам исчезновение бумажной книги, — платить за электронный вариант мы пока не научились, а как вы думаете, сможет ли существовать литературный процесс, если ни автор, ни издатель не будут получать денег за свою работу?» Самиздат vs Интернет Пожалуй, лучше всяких слов против скорой «смерти» бумажной книги говорит существование в современном мире бумажного самиздата, так и не вытесненного окончательно куда менее трудоемкими и абсолютно бесплатными публикациями в Интернете. Конечно, в коллекциях самиздатовской литературы, представленных на «Самарской ЧИТЕ-2011», большинство экспонатов относилось к концу 80-х — 90-м годам прошлого века, но были там и книги абсолютно новые. «Вот тут у нас сборник «Восстание Макабристов», - рассказывает о самом новом «детище» самарского самиздата поэт Георгий Квантришвили, - этот проект был запущен в конце прошлого года. Сейчас уже изданы две книги, и готовятся к выпуску еще две. В этих сборниках мы публикуем стихи и короткую прозу самарских авторов, посвященные теме смерти. Но, конечно, в основной своей массе современный самарский самиздат перекочевал в Интернет - людям гораздо проще выкладывать свои произведения на литературных сайтах вроде stihi.ru или у себя в блоге». Тольяттинская часть самиздатовского стенда была представлена книгами из личной коллекции поэта Дюше Айвенго. «Я выпускаю свои сборники самиздатовским способом до сих пор, - поделился поэт из Автограда. - У этого способа есть неоспоримые преимущества — публикуясь таким образом, писатель не зависит ни от редактора, ни от корректора, ни от издателя. Кроме того, не нужно больших материальных затрат, а книга получается очень интересной, часто - настоящим произведением искусства. Вы видите тут книги, созданные при помощи техники коллажа, трафарета, и даже нарисованные от руки. С другой стороны, такие книги единичные и недолговечные. Я сейчас всерьез задумался над тем, чтобы их оцифровать и выложить в Интернет». События и лица События фестиваля отличались не меньшим разнообразием, чем представленная на нем литература. Первый день начался с презентаций альманаха «Хайкумена» и аудиокниги самарского поэта Константина Потапова «Вслух!». Следующее мероприятие было совсем в другом ключе — встреча с легендарным самарским психиатром и психотерапевтом Михаилом Покрассом. Известного врача пригласил на «Самарскую ЧИТУ» Михаил Бахрах, много лет сотрудничающий с ним в качестве издателя. Надо сказать, эта не имеющая прямого отношения к литературе встреча, судя по количеству посетителей, оказалась одним из самых популярных мероприятий фестиваля. Впрочем, дальнейшие события дня вновь вернули всех в «литературное русло» — публике были предложены фильм о местной «поэтической тусовке» производства Любы Глотовой, перфоманс «Текстургия» от Ильи Полякова и встреча с писательницей Натальей Апрелевой. Яркими событиями второго дня фестиваля стали презентация краеведческой книги Владимира Вострикова «Самара. Символ времени» и выступления поэтов Дюше Айвенго и Федула Жадного. Куда идет процесс? Логическим завершением «Самарской ЧИТЫ-2011» явились дискуссия на тему «Как оживить самарскую литературную среду» и поэтический слэм. В дискуссии приняли участие поэты Сергей Лейбград, Константин Латыфич и Георгий Квантришвили, преподаватели СамГУ Ирина Саморукова, Михаил Перепелкин и Виталий Лехциер, издатели Татьяна Самойлова и Михаил Бахрах и другие известные в городе специалисты в области литературы. Конструктивного диалога почему-то не получилось — было обозначено много тем, но каждый говорил о своем и не очень слышал собеседника. К тому же мероприятие наглядно продемонстрировало факт замкнутости каждой из существующих в городе «литературных тусовок»: молодые поэты, которых настойчиво приглашали принять участие в разговоре, от возможности пообщаться со старшими товарищами почему-то наотрез отказались. Зато к выступлению представительницы одного из самарских литературных клубов «Душевный вечер», которая специально пришла на дискуссию, чтобы предложить «узнавать друг друга в лицо и общаться», уже сами участники круглого стола не проявили ни малейшего интереса. Своеобразным резюме обсуждения самарских литературных проблем стало высказывание Ирины Саморуковой: «Нам нужно даже не столько писать стихи - поэтов у нас и так слишком много, а начинать осмыслять происходящее. Местные литературные деятели нуждаются в жесткой критике, некоторых из них надо просто изгонять из сообщества, а то каждый, написавший две строчки, никак о себе не заявивший, кроме выступления в «Сквозняке», где три раза произнес два матерных слова, уже считает себя поэтом». Явно задетые такими словами известного филолога, самарские и тольяттинские авторы на последовавшем за дискуссией поэтическом слэме вовсю старались показать себя в лучшем свете. Некоторым из них, судя по искренним аплодисментам публики, это вполне удалось. Виктория СУШКО, организатор фестиваля: - Жаль, что нам не удалось собрать много гостей — отчасти это связано с тем, что мы запланировали фестиваль среди недели, в следующий раз будем делать его только в выходные дни. Не все мероприятия прошли удачно, были некоторые накладки — кто-то уехал в последний момент, кто-то не успел подготовиться. Но я делала такой проект в первый раз, и даже в качестве зрителя ни разу не была на книжном фестивале. Поэтому надеюсь, что с опытом все станет получаться лучше. Но главную задачу «Самарской ЧИТЫ-2011» я считаю выполненной — нам хотелось собрать всю местную литературную жизнь на одной площадке, и это у нас получилось. Мне кажется, что такие события помогают оживить культурную жизнь города и избавиться от провинциального комплекса, утверждающего, что все интересное происходит только в столице. Михаил БАХРАХ, издатель: - Нет никаких сомнений, что и в России, и во всем мире интерес к чтению падает. А без чтения, без книжного наследия как такового ни человек в отдельности, ни цивилизация существовать не могут. Поэтому я уверен, что такие мероприятия, как фестиваль «Самарская ЧИТА-2011», где книжка выставляется, о книжке говорится, поддерживается интерес к ней, необходимы не только издателям и авторам, но и, в первую очередь, самому читателю. Для такого крупного города, как Самара, стыдно иметь так мало событий, посвященных книге, и такую бедную литературную жизнь. Вот в Красноярске, например, уже в шестой раз будет проводиться книжная выставка-ярмарка «КРЯК» - ее каждый год посещают сотни тысяч жителей города! Я надеюсь, что фестиваль «Самарская ЧИТА» хоть немного поможет изменить печальную ситуацию в нашем городе в лучшую сторону. Сергей ЛЕЙБГРАД, поэт, культрегер: - Очень хорошо, что «ЧИТА» прошла в Самаре. В последнее время в городе не было целостных мероприятий в области литературы. Хотя все 90-е и в начале нулевых Самара претендовала едва ли не на фестивальную литературную столицу. В силу того, что подобного рода мероприятие долгое время не проводилось, его организаторы выпали из литературного контекста двух последних десятилетий, и фестиваль получился эклектичным. Главным его принципом было собрать всех людей, так или иначе связанных с литературой Самары и Самарской области, а не попытаться сформировать собственный взгляд и отметить какие-то литературные тенденции. Мероприятие нужно оценивать как хорошо организованную книжную ярмарку, которая прошла очень динамично. Учитывая случайный подбор авторов и издательств, требовать от него четкой констатации относительно литературной ситуации в регионе нельзя.