Новости культуры российских регионов
4 мая 2011
Урал

Ну это же так просто – колдовать

В театре для самых маленьких зрителей очередная премьера – «Маленькая Баба Яга», кукольный спектакль по сказке немецкого писателя Остфрида Пройслера «Маленькая колдунья».
Уже по названию понятно, что речь пойдёт о колдовстве, о превращениях и, естественно о добром и злом, что сопровождают все эти заклинания и кувыркания с волшебной метлой (какая Баба Яга без метлы?). На самом деле Маленькая, как задумал автор, — существо невероятно обаятельно и непохожее на своих могущественных предков уже потому, что ей вовсе не хочется делать плохие дела. Поставил спектакль петербургская команда – молодой режиссёр Андрей Смирнов, у которого уже есть опыт работы с нашим кукольным театром, художник Екатерина Петухова, создавшая на сцене многослойный, объёмный, перспективный бабьеёжный мир. Картины природы, быта, в которых крутится 127-летняя малышка Яга меняются как мультике: день на наших глазах незаметно переходит в ночь, зима элегантно перетекает в весну, костёр, где происходит ведьминский шабаш «лёгким движением руки» превращается в лужайку с аккуратненьким домиком. Глаз ни ребёнка, ни взрослого не скучает, разглядывая эти волшебные перемены. Художнику – не отказать в фантазии, мастерам – в качестве исполнения задуманного. Это, что называется, в активе спектакля. В пассиве премьеры – куклы. Не знаю как пятилетних малышей, но меня лично они привели, мягко говоря, в недоумение. Если с Бабами Ягами, шаманами-масками – ещё можно коверкать лица до приятно-уродливых, то с людскими – вряд ли, если, конечно, того не требует замысел автора пьесы или спектакля. На лицах людей – печать неизлечимой болезни. Это явно диссонирует с позитивным настроем, заложенным в литературном первоисточнике и превращает добрую, должную быть поучительной сказку в нелепый, неуместный комикс, в котором пятилетки вряд ли считают мораль и мудрые наставления, ощутят и поймут сказочный мир Пройслера – светлый, уютный и дружелюбный. За мощным, нависающим изобразительным рядом несколько потерялся тонкий смысл происходящего в жизни Маленькой Бабы Яги. И это не спасают ни достойные актёрские работы, ни отличные музыкальные дивертисменты перед занавесом. И даже текст, творчески освоенный создателями спектакля, с любопытными параллелями (больше, кончено, для взрослых) в нашу жизнь и в нашу культуру, теряется, уходит на задний план.