Новости культуры российских регионов
22 марта 2011
Сибирь

Линия фронта внутри меня

Завершился мини-фестиваль документального кино проекта «Frontline в России».
Проект «Frontline в России» существует в режиме передвижного фестиваля, который в разных городах проводит просмотры лент снятых режиссерами, операторами, входящими в клуб Frontline. Впервые русский проект клуба, штаб которого базируется в Лондоне, добрался до Томска. Публике были предложены фильмы сделанные, как зарубежными журналистами и режиссерами, так и отечественными. Не смотря на разные темы, разные жанры, разную стилистику их объединяет одно качество – они не в формате официальных российских телеканалов. Координатор проекта Юрий Бурцев так и сказал зрителям: «Мы показываем вам те фильмы, которые вы никогда не увидите по телевизору». В Интернете они также не размещены – такова принципиальная позиция клуба. Наибольшую дискуссию вызвали фильмы «Кровавый след», снятый президентом клуба Воаном Смитом о военном фотографе Роберте Кинге, «Наши» - зарисовка датского режиссера, которая побывала в лагере на Селигере. Если первая лента заставила размышлять присутствующих студентов-журналистов и практикующих журналистов, социологов и преподавателей вузов о социальной миссии журналистики и журналиста, об этике фотокорреспондента, о свободе и несвободе, то обсуждение второй превратилось в сшибку разных идеологий. «Молодогвардейцы» и «Наши» отстаивали веру в свои идеалы, а зрители-либералы увидели в этом коротеньком фильме сигнал опасного сползания страны к диктаторскому режиму. Два своих фильма представил на фестивале режиссер Дмитрий Завигельский – «Возвращение Александра Сергеевича в Россию» и «Все это телевидение. Времена перемен». Оба были восприняты зрителем с большим интересом. Фильм о попытке ученого вернуться в Россию для Томска оказался крайне актуальным, поэтому и стал предметом разговора о положении ученых в родном Отечестве, судьбах российской науки. Главный герой фильма – это современный Чацкий, которому «дым Отечества сладок и приятен», а вот он сам неприятен и не нужен стране. Как горькое предупреждение восприняли этот фильм Дмитрия Завигельского молодые зрители. Аналогичный вопрос: «А что же нам теперь делать?» задавали студенты-журналисты после просмотра фильма «Все это телевидение». Энергичный и символический жест Эдуарда Сагалаева в конце фильма, объясняющий, что телевиденье «построили» на раз, лишает даже молодых зрителей всяких иллюзий. С иллюзией, что мы живем в стране, где существует справедливость, а судьи действуют по закону, сначала расстался адвокат Сергей Магницкий, а следом за ним и мы, зрители фильма голландских режиссеров «Справедливость. Закон. Судьба. Смерть Сергея Магницкого». Эту работу на фестивале представляла журналист и блогер Ольга Романова. Ее тема – права человека, а вернее их несоблюдение в местах лишения свободы. Дискуссия и разговор с журналистом привели к мысли, что территория свободы ограничена только совестью каждого гражданина. Все фильмы, вошедшие в программу мини-фестиваля, это не только современный взгляд на Россию, на мир, это не только своего рода культурное и политическое просветительство (эту задачу, например, выполнил фильм «Режим страха» о 20-летнем терроре в Перу). Они обладают редким качеством – они вызывают катарсис у зрителя.