Новости культуры российских регионов
14 мая 2010
Сибирь

Декамерон нашего времени

Студент второго курса госуниверситета снял художественный фильм
В Арт-пространстве «Открытое небо» состоялся закрытый показ и обсуждение авторского художественного фильма начинающего режиссера Олега Рудковского «О ней». Строго говоря, и режиссером-то его назвать пока нельзя. А если и режиссер, то «сам себе». Свою дебютную ленту 19-летний студент второго курса культурологического факультета Института искусств и культуры ТГУ снял по своему сценарию любительской камерой, которую ему купили родители. Все роли исполнили его друзья и одноклассники, да и монтаж был произведен самим Рудковским в домашних условиях. Тем не менее, фильм имеет ряд неоспоримых достоинств и представляет интерес для широкой публики. Лента «О ней» - некая рефлексия начинающего культуролога на тему звуковых шумов и тему любви. «Сегодня по радиоволнам плещутся не только лирические хиты (к месту и не к месту), но и воспоминания эксцентричных ветеранов любви», - говорится в пресс-релизе. В прологе эта мысль материализуется в виде радиоприемника. Первые несколько минут в кадре медленно, очень медленно ползет стрелка от 68 до 108, и на каждой волне свои мелодии. На одной зритель слышит голос диджея, который читает письма от слушателей, и сразу улавливает привычную сегодня интонацию стеба: «Передаю привет любимым жене и любовнице». Это не провокация зрителя, не едкая насмешка над героями, это жесткая ирония по отношению ко времени, в котором господствуют такие отношения. Фильм построен как сборник новелл. Поскольку их десять и в каждой свой герой, то жанр ленты можно определить как «декамерон нашего времени». Все новеллы и всех персонажей объединяет Она. Кто она? Загадка. Даже имена разные – Анжела, Кристина. И возраст разный: один сообщает, что Ей 16 лет, другой – что она преподает в университете, а третий – что у нее вообще неземной возраст. Увлечения, черты характера, привычки, казалось бы, не могут соединиться в одном человеке. Но первая зрительская версия - речь идет о разных героинях – опровергается по ходу фильма. В конце выясняется, что все персонажи (не только юноши, но и одна девушка-лесбиянка). Вместе с версией о разных героинях гибнет и предположение, что Олег Рудковский снял свою дебютную ленту в формате вербатим. Хотя декорации и «павильоны», в которых проходили съемки, создают ощущение документальности происходящего. В первой новелле мы видим звонок, держащийся «на соплях», потом вполне уютную и прибранную комнату с компьютером на столе и прозрачными портьерами на окнах. Зато в других новеллах – голые стены, пластиковый стол, как в студенческой общаге. В новелле «шофер» съемки проходили в салоне автомобиля. Однако обсуждение фильма и рассказ Олега Рудковского, как происходили съемки, полностью дезавуировал формат «вертабатим». Оказалось, что все диалоги написаны самим Рудковским, а роли «алкоголика-рокера», «морячка», «гопника», «любителя инопланетной кухни», «лесбиянки» и прочих странных персонажей сыграли лучшие друзья режиссера. И вот тут-то и проявилось главные достоинства фильма. Во-первых, начинающий режиссер, верно угадал в непрофессиональных актерах их артистическую природу и точно распределил роли. Во-вторых, все исполнители, по меткому замечанию профессиональной актрисы театра «Этнос» Даны Турклиевой, «очень органичны, естественны и живые». Она же посоветовала Олегу Рудковскому и в дальнейшем «эту органику не испортить «актерством», не навязать исполнителям штампы». К сильным сторонам ленты можно отнести и пейзажную съемку городских кварталов, и поиски образного видеоязыка – так автомобильные и трамвайные магистрали Томска складываются в образ дороги, а он в свою очередь вырастает в метафору движения. И сюжет фильма движется вглубь отношений Ее с ее партнерами. К своим героям режиссер возвращается несколько раз, и каждое новое «включение» раскрывает новую грань этих отношений. Естественно, что фильм, построенный как визуализация музыкальной радиоволны, наполнен музыкой. И эта музыка не только фон, но в некоторых случаях и несет в себе смысловое содержание. Если говорить о главном нерве фильма – о мучительных попытках удержать ускользающую любовь, то Рудковскому удалось не гламурно и не пафосно показать поколение 18-20-летних, ищущих смысл жизни и самого себя в исторических реалиях первого десятилетия XXI века. Однако если коснуться степени воплощении замысла в видеоряд, то фильм неровный по темпо-ритму, местами есть неоправданные смысловые повторы. Поэтому длительность фильма – 50 минут, хотя первоначально планировалась 15-минутная короткометражка. Но зрители на закрытом показе, преимущественно студенты ТГУ, приняли фильм «на ура». Когда модератор обсуждения преподаватель факультета культурологи предложил проголосовать, весь зал поднял руки «за». На традиционный вопрос о творческих планах Олег Рудковский ответил, что фильм «О ней» заявлен для участия в областном конкурсе «Золотая лента», а он уже замыслил более масштабный проект и ищет спонсоров и актеров для съемок.