Новости культуры российских регионов
4 декабря 2009
Дальний Восток

Игры сорванцов

Юбилейный сезон Хабаровского ТЮЗа открылся премьерой спектакля «Страна сорванцов» - музыкальными играми по мотивам детского городского фольклора и произведений Линдгрен.
Авторы спектакля – драматурги Юлий Ким и Юлия Маринова, режиссер Владимир Оренов, художник Владимир Колтунов. Именно эта команда, включая композитора Владимира Дашкевича и питерского балетмейстера Николая Реутова, год назад впервые вывела самый дальний и самый восточный регион России на орбиту «Золотой маски»: спектакль «Самолет Вани Чонкина», поставленный на сцене Хабаровского театра музыкальной комедии, стал лауреатом национальной театральной премии сразу в двух номинациях. В «Стране сорванцов» тоже звучит музыка Дашкевича и Кима – прекрасный материал для артистов, в очередной раз подтвердивших свои вокальные возможности. Одна из недавних серьезных музыкальных работ театра – фолк-рок опера «Конек-Горбунок» хабаровского композитора Дмитрия Голланда. В нынешнем спектакле не только новые песни, но и уже известные, сочиненные в восьмидесятые годы для телевизионного фильма «Пеппи Длинныйчулок». Авторы спектакля привнесли в него черты театрального перфоманса. Сначала зритель оказывается в пространстве Новой сцены, где попадает в шторм и становится соучастником пиратских плясок, потом его, ошалевшего, ведут через фойе, где на раскладушках посапывают «сорванцы», и только после этого – в большой зал, где, собственно, и разворачивается главное действо. Штришок к штришку «прорисовывается» схема города-механизма. Винтики к винтикам, колесики – к колесикам. Хореографу Ольге Козорез удалось удивительно точно расставить главные акценты в этой почти реальной и в то же время абсолютно фантастической истории. Пластические сюжеты вписаны в прозрачный, не перегруженный ни одной лишней деталью сценографический рисунок спектакля, превращая его то в выхолощенное пространство чистенького и аккуратного городка, то в завораживающий карнавал. Художник Владимир Колтунов сочинил для «Страны сорванцов» более ста костюмов – ярких, фантазийных, без намека на какую-либо географическую или историческую принадлежность. Потому что эта история могла произойти где угодно. В результате метаморфоз, которыми наполнены музыкальные игры сорванцов, даже обычные понятия и предметы обретают иной смысл. Раскладушки из фойе превращаются в быстроходные лодки, становятся сверкающей цирковой ареной, а в довершении ко всему – волшебным ящиком иллюзиониста. «Позорный угол» с легкой руки Пеппи оказывается подзорным, а подзорная труба позволяет дотянуться до самого далекого моря. Еще метаморфозы происходят не только с предметами, но и с пространством. В городке-механизме, где у жителей одинаковые одеяния, лица, движения, мысли, где бегают шагом, а поют только по праздникам, вдруг начинают твориться совершенно недопустимые чудеса. А виной всему девчонка со смешными косичками, неутомимая путешественница и фантазерка. Пеппи – первая актерская работа Светланы Мальгиной, выпускницы Хабаровского института искусств и культуры. Это и удача, и серьезный экзамен. Потому что очень важно не играть просто сорванца, а сохранить ту высоту, на которую режиссер выводит главную героиню спектакля, делая ее обобщенной, знаковой фигурой. Пэппи жонглирует чудесами как цирковыми мячиками, легко разрывая паутину веревок и правил, которыми опутаны горожане. Из-под земли вырастает вилла «Курица», деревянная лошадка становится настоящим скакуном, печальные клоуны из сомнительного цирка господина Стефенсона вспоминают о том, что умеют улыбаться и смешить. В «Стране сорванцов» нет персонажей хороших и плохих. Среди них, скорее, заблудившиеся в лабиринте нелепых правил взрослые люди и потому напоминающие упрямых и ожесточенных детей. И бесконечно жаль, что кому-то уже никогда не ухватиться за волшебный цирковой канат, взмывающий под купол, поднимающий над суетой.