Новости культуры российских регионов
19 февраля 2009
Дальний Восток

Мир народа нани

В издательстве «РИОТИП» вышла книга Константина Бельды «Предания земли нани».
Автор – нанайский поэт, литератор, член Союза писателей России. Под одной обложкой в книге объединились повесть «Бесстопый шаман», интереснейшее топонимическое исследование «В круговороте бытия», рассказы, очерки, поверья и были. По сути, книга нанайского писателя рисует масштабную и, что самое важное, подлинную картину Приамурья. И хотя речь в ней идет о народе нани – нанайцах, в уникальном по информационной насыщенности пространстве прочитываются образы многих северных этносов (что и понятно: в основе жизни коренных народов Севера единые законы). Повесть «Бесстопый шаман» – произведение автобиографическое. Здесь нет ничего вымышленного, придуманного. Только то, что бережно складывалось автором в копилку памяти, чтобы потом открыть ее для сегодняшних и будущих поколений. Возможно, именно это и дает ощущение полного погружения в ту реальность, где вольно или невольно сплетаются новые социалистические правила и древний уклад бытия. Обычная жизнь, наполненная повседневным трудом, домашними заботами, тревогами, печалью, радостью, надеждами, детскими шалостями и той искренней любовью к земле, которую никакими словами не выразить. Мы видим разных людей, вчитываемся в разные судьбы, где перемежаются события комичные и серьезные, и учимся понимать маленький народ нани, чувствовать эту землю, которую большинство из нас считает Родиной. Охотник и рыбак Макто – отец автора книги, фигура колоритная, наделенная мудростью, знаниями. Коачика – любознательный и шустрый мальчуган, как потом догадываемся – сам автор. И хотя повествование ведется не от этого лица, именно глазами мальчика мы видим многие происходящие события, у него учимся понимать суть многих вещей. Например, таинство зарождения новой жизни в чреве женщины. Накануне будущая мать видит сон, в котором она ловит птицу, зверя, змею или другое живое существо. Это знак: к женщине пришла омиа – новая жизнь. Вот и Тойла, мать Коачика, видела удивительный сон: она поймала великолепного павлина. А после этого родился у нее сын, ставший впоследствии одаренным литератором и исследователем родной земли – Константин Мактович. В центре повести – фигура шамана Пилхи. Он как главное мерило всего, как совесть народа. Пилха вроде бы живет той же жизнью, что и его соплеменники, и в то же время он над всем этим. Подобно хранителю, оберегу, защитнику. «Шаман – это посланник неба в человечьем облике. Вселенная наделила его магической, еще до конца не изведанной наукой силой, которая может творить чудеса. Волшебная сила шамана подобна молнии, мысли, которая за миллионные доли секунды может облететь земной шар, долететь до Солнца и далее и в пространственном понятии, то есть в самом пространстве, обнаружить до мелочей, до точности все то, чего не может постичь и обнаружить простой, не обладающий этим даром человек». Автор, не упуская малейших подробностей, рисует древние ритуалы, которые с трепетом совершают нани, сцены рыбалки и охоты, какие-то незначительные, на первый взгляд, бытовые эпизоды, а потом обрамляет эту яркую и многосюжетную картину в великолепную раму приамурских пейзажей. Кто-то очень верно сравнил повесть «Бесстопый шаман» Константина Бельды с энциклопедией нанайского народа и Приамурья. Это действительно так. Ненавязчиво и терпеливо автор объясняет читателю не только, как правильно делать ударения в нанайских словах, именах, фамилиях, использует утраченные названия стойбищ и городов (подробнее о них мы прочитаем далее в топонимических размышлениях автора «В круговороте бытия»), но и помогает разобраться в сложнейшей мифологии, уловить главные ноты обрядовой культуры, проникнуть в бытовую среду, в которой так много важных деталей. Из всего этого складывается материальное и духовное пространство этноса, родовые корни которого уходят в глубины глубин и дают новые побеги на вечном Древе Жизни. Отдельно – об оформлении книги «Предания земли нани». Оно многопланово, интересно. Здесь использованы старинные нанайские орнаменты, в том числе фрагменты праздничного халата, вышитого Зинаидой Николаевной Бельды – супругой Константина Мактовича, и графические рисунки художников Александры Константиновны Бельды (дочери автора), Владимира Николаевича Гаер и Валентина Юрьевича Киле. В этих простых, без нарочитого украшательства работах, замечательно открываются характеры людей, о которых рассказывает Константин Бельды. В предисловии автор пишет: «Свою новую книгу я назвал «Предания земли нани», имея в виду, что в ее разделах читатель найдет новое и интересное в жизни моего небольшого народа…» Так и вышло. Константин Бельды открыл огромный мир, яркий, загадочный, созвучный таким же мирам коренных малочисленных народов мира, чудом сохранившим в условиях достаточно агрессивной цивилизации свою душу.