Новости культуры российских регионов
13 ноября 2008
Дальний Восток

Ляльки идут по свету

Областной театр кукол открыл очередной сезон.
Наконец из фойе театра исчезла вывеска, извещавшая посетителей о том, что театр временно закрыт по причине отсутствия труппы. Артисты – на выезде, сначала на гастролях, плавно перешедших в один международный фестиваль, потом в другой… Их «территория влияния» расширяется во все стороны света, и уже даже не с каждым годом, а месяцем. Может быть, оттого, что они недолго «запрягают» и быстро едут? Эта осень выдалась на редкость горячей для артистов театра кукол, признается его директор, художественный руководитель и режиссер-постановщик в одном лице Антонина Добролюбова. Однажды придуманный ею и воплощенный артистами вечерний спектакль «Линии судьбы» получил приглашение на III международный фестиваль кукольных театров «Чаепитие в Мытищах». Будучи показан мытищинским зрителям и коллегам-кукольникам из 9 стран мира, он купался в бурных, продолжительных аплодисментах, переходящих в овации. Подобная реакция зала в принципе была предсказуема: ведь оценку спектаклю уже дал сахалинский зритель, близко к сердцу принявший и глубину замысла, и стильное его оформление. Философский спектакль, исследующий жизнь человека, поставлен в чрезвычайно эффектном и не часто используемом (по причине сложности) формате «черного кабинета», которым сахалинские кукольники прекрасно владеют. В нем занята вся труппа, сумевшая показать букет своих немалых талантов - драматических, пластических, вокальных. И, конечно, человеческих – ведь, не отдавая всего сердца, не оживишь молчаливую сцену… А практически сразу после Мытищ, не переводя дыхания, случилось «взятие Варшавы». Сахалинский театр был единственным представителем России на фестивале с теплым таким названием - «Лялька тоже человек». Лялька с переводе с польского - кукла. В Варшаву со своими удивительными и очень разными ляльками съехались взрослые люди из Болгарии, Турции, Израиля, Белоруссии, Ирана, Японии… И несмотря на разность всех со всеми, на то, что сейчас отношения нашей страны с родиной Коперника и Огинского далеки от идеальных, искусство оказывается верным средством, от века склеивающим хрупкое равновесие на Земле. Кстати, фестиваль развернулся в старинном квартале Варшавы, в здании «Праховница», прежде служившем складом для оружия. И туда артисты, с огромным драйвом сыгравшие «Линии судьбы», принесли не меч, но мир. Чем вызвали широкую гамму чувств – от живого любопытства до громадного интереса – к себе, театру и нашему далекому острову. Так что если поубавилось в мире людей, слыхом не слыхивавших о Сахалине, в этом заслуга и артистов областного кукольного театра. На каждом фестивале кукольники обогащаются профессиональным опытом, обрастают новыми связями и знакомствами, которые со временем приводят к очередным премьерам в театре. Например, по словам Антонины Александровны, очень захотелось познакомить сахалинского зрителя с традициями болгарского кукольного театра (на фестивале представленного спектаклем «Барон Мюнхгаузен»). Или насчитывающего семьсот лет театра «Темпо» из Анкары (Турция), в котором «работают» куклы, созданные из кусочков разноцветной кожи (к слову, турецкий постановщик был так восхищен работой сахалинцев, что решил подарить нашему театру своих необыкновенных любимцев). Или французского: режиссер Жан Люк поставил кукольные «Сказки Пушкина». Или атмосферой мытищинского «Вишневого сада», рожденного гениальным прозрением Станислава Железкина, учителя и друга сахалинцев… А зная умение руководства островного театра кукол из планов делать быль, можно не сомневаться: то, на что оно положило глаз, рано или поздно появится и перед нашими глазами. За несколько последних лет, правда, прожитых с реактивной скоростью и интенсивностью, сахалинский театр стал узнаваемым на огромном пространстве, любим и постоянно зван в гости. Мытищинско-варшавская гастроль не стала исключением. Домой сахалинцы вернулись с букетом приглашений - на фестивали в Турцию, Болгарию, Францию, Иран, Бельгию, Испанию. Уже сейчас их ждут на мартовском фестивале во французском Бельфоре. Кроме того, от Федерального агентства по культуре и кинематографии пришло предложение обсудить возможность проведения международного фестиваля кукольных театров на Сахалине. Что произойдет (когда произойдет) впервые в театральной истории нашей области. И еще один фестиваль также стучится к нам в двери – престижнейший кукольный фестиваль КукАРТ, место постоянной прописки которого, вообще-то, в Санкт-Петербурге, может провести свое «заседание» у нас, и это планы 2010-2011 годов. «Пойти по миру» могут и начинающие, потому что в следующем году ожидается всемирный фестиваль студентов-кукольников. Дело в том, что в этом году в Сахалинском театральном колледже был сделан целенаправленно первый набор студентов по специальности «Артист кукольного театра», и, как считает А.Добролюбова, нельзя упускать такой шанс. А по решению Союза театральных деятелей артистам нашего театра выпала честь открывать церемонию торжественного собрания к Международному дню кукольника в марте 2009-го, в Центральном доме работников искусства в Москве… Вернувшись домой, артисты немедленно окунулись в работу. Ведь по ним уже успели соскучиться их многочисленные зрители. Думается, и дома темп жизни вряд ли станет более щадящим. В сезоне 2008 - 2009 на подмостки театра выйдут спектакли, которые, как запланировано, поставят режиссеры Марина Лазарева из Гродно (спектакль «Белая вишня), Яков Мер из Вологды («Пирожок для бабушки»), а летом обещался быть Виталиюс Мазурас из Литвы («Снежная королева»). Ожидание, думается, не затянется. Пока что все задуманное у кукольников сбывается. Ведь они - авторы своей судьбы, и линия их жизни длинна.