Новости культуры российских регионов
20 марта 2008
Дальний Восток

Каноны древнего орнамента народа нани

Авторская выставка нанайской мастерицы, члена Союза художников России Зинаиды Бельды открылась в Доме народного творчества.
Выставка, организованная при поддержке министерства Хабаровского края, Нанайского района Хабаровского края и Краевого научно-образовательного творческого объединения культуры, представляет одно из древнейших направлений женского нанайского искусства – изготовление одежды, вышивку и орнамент. Зинаида Бельды, получившая азы вышивания, прорисовки орнамента и воплощения его на ткани еще в детстве, со временем глубоко изучала искусство народа нани (так называют себя нанайцы Приамурья), к которому сама принадлежит. В своем творчестве мастерица стремится максимально сохранить древние каноны в орнаментах, в подборе тканей, фурнитуры, в технологии шитья. В экспозицию, названную автором «Узоров дивный водопад», Зинаида Николаевна включила набор одежды нанайской невесты. Сюда входит нательный халат «покто» – скромный, чаще в голубых тонах, едва украшенный тонким орнаментом. Под этим халатом располагался также передник «лэлу», выполняющий оберегающую функцию. Далее, в зависимости от достатка невесты, на халат «покто» надевались другие халаты, богато украшенные вышивкой, бусинами и медными монетами. Венцом всего был «босома амири» – главный свадебный халат с вышитыми на его спинке защитными «чешуйками» и Древом жизни. На ветви Древа, согласно верованиям народа нани, женщина-вышивальщица (а невеста сама мастерила для себя «босома амири») усаживала птичек, которые символизировали души еще не родившихся детей. Часто в древние орнаменты приамурских аборигенов вплетались изображения родовых тотемов (тигра, медведя, орлана и др.), которые также выполняли оберегающие функции и сулили хозяину защиту. Впрочем, вся одежда нани и утварь покрывались орнаментами именно с этой целью. Нередко сюжетом орнамента становился древний миф. На одном из праздничных женских халатов, выполненных Зинаидой Бельды, изображен знаменитый миф о тех солнцах, в котором рассказывается о появлении на земле народа нани. На других халатах можно «прочитать» сказку о Железной птице, легенду о том, как род Актанко, Бельды, Гейкер и Пассар произошел от тигра. Зинаида Николаевна Бельды, педагог по образованию, всю жизнь проработавшая в школах и интернатах Хабаровского края, в последние десять лет занимается исключительно творчеством. Ею создано множество традиционных нанайских женских и мужских халатов – предельно точных в этнографическом смысле. Работы этой мастерицы участвовали в выставках, проводимых краеведческими музеями Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, сел Нанайского и Ульчского района. Экспонировались они и на международных выставках в Москве, Китае, во Франции. Обладая несомненным даром, чувством вкуса и меры в подборе материалов для своих изделий, Зинаида Николаевна Бельды стремится не только сохранить каноны древнего искусства, но и передать его другим поколениям нанайцев, для которых традиционный уклад жизни приамурских аборигенов, к сожалению, уже во многом стал страницей из школьного учебника по истории Дальнего Востока. И все же усилия таких мастеров, как Зинаида Бельды, не остаются безрезультатными. Древние каноны постепенно наполняют духовное и культурное пространство современных этносов, возвращают их тем корням, которые питали соками их далеких и мудрых предков.