Новости культуры российских регионов
21 сентября 2006
Центр

Град царя Гороха

В рамках Первого этнографического фестиваля "Богатырские забавы" город Гороховец (Владимирская область) пригласил гостей на «Купеческий разгуляй».
Если Владимир предлагал «погружение» в XII век, то гороховчане выбрали другую историческую эпоху. Туристы могли на личном опыте узнать, как жили, что ели-пили и как веселились наши предки в XVII веке. Раззудись, плечо! Нравы прошлого приехавшие почувствовали сразу после пересечения гороховецкой границы. На городской заставе дорогих гостей встречали женихи с дружками и рассказывали о предстоящей борьбе за руку принцессы Горошины. После чего угощали чарочкой с пирожком. Вывалившись из автобусов, слегка захмелевшая толпа шла по главной улице к купеческой ярмарке. Недолгий путь растянулся на час. По дороге гостевой люд встречали шуты гороховые, скоморохи да крестьяне с гармошкой и балалайками, а вдоль дороги расположились живописные живые «картинки»: то кустодиевская купчиха за самоваром, то девицы-красавицы с молодильными яблочками. На самой же ярмарке чего только не было! И изделия народных промыслов, и сувениры, и книги «про Гороховец», и ряды с соленьями да вареньями, и развеселые цыгане - словом, именины сердца. Ярмарочные гулянья плавно перетекли на площадь рядом с женским Сретенским монастырем, под стенами которого на огромном помосте перед зрителями разыграли театрализованное представление «Купцы сватаются к дочери царя Гороха». Признаться, было опасение, что покажут очередную «клюкву», потому особенно радостно, что этого не случилось. В Гороховце умеют делать массовые шоу с юмором и вкусом. Особенно хороши были стилизованные показательные выступления борцов в исполнении спортивных клубов районного Дома культуры и спорта и районного детско-юношеского физкультурно-оздоровительного комплекса. Гости города увидели все виды кулачных единоборств XVII века: и один на один, и стенка на стенку. Сватовство же, как полагается, завершилось честным свадебным пиром. Встретив счастливую супружескую пару после венчания и осыпав по обычаю зерном – «на богатую жизнь», гости отправились в ресторан на «Купеческое угощение». Пир горой Хозяева объяснили, что стол накрыт по правилам православной кухни, то есть подано к обеду все то, что положено кушать в скоромную субботу. Откушать пришлось изрядно, так что из-за стола поднимались с трудом. Были: уха стерляжья с расстегаем, фаршированным рыбой, жареным луком и горохом, «сватья» с копчёностями, отварным картофелем и зеленью, уши свиные с хреном, водка гороховая казённая и чай на травах с яблочным вареньем. Чайку со сладостями (помадка, пряники, орехи на меду) попили и в беседке дома купца Сапожникова. История в камне Дом Ершова (Сапожникова) — один из немногих памятников гражданской архитектуры XVII века. Подобные ему в России наперечет, а вот в Гороховце сохранилось сразу семь каменных палат, причем двух одинаковых нет. Дом купца Семена Ершова стоит на склоне Пужаловой горы и напоминает дворцовые хоромы из советских киносказок. Построенный в 1680-е годы, в стороне от центральной улицы, он возвышается среди рядовой одноэтажной застройки. Здание огорожено высоким тесовым забором с дубовыми воротами, мощные столбы которых имеют форму резных «бусин». Дом двухэтажный, на высоком подклете. Планировка его традиционна: посредине сени с входом из крыльца, а по сторонам — жилые комнаты. Все помещения перекрыты сомкнутыми сводами. Второй этаж дома парадный, здесь находились основные покои жильцов и так называемая красная палата. В ней проходили все торжественные события в жизни семьи. Из хозяйственного подклета, где за крепкими замками хранилось имущество и товары, на первый жилой этаж ведет узкая внутристенная лестница. Дом Ершова – очень удачный пример показа памятников в приближении к их первоначальной сути. Купчиха-хозяйка ведет гостей по своим владениям: вот «комната хозяина», вот «моя, хозяйки», вот «девичья», вот сени, а вот и кладовые. И образ ушедшей эпохи оживает перед глазами… Вообще если отправиться бродить по Гороховцу, очень скоро возникает ощущение, что машина времени действительно занесла тебя в XVII век. Белоснежные монастыри и церкви остались не тронутыми (чем гороховчане очень гордятся), и их купола по-прежнему покрыты черепичной чешуей. С Никольской горы, самой высокой точки города, он (город) виден как на ладони. Вот Никольский монастырь с Троицким собором (храм построен в 1681 году). Вот Благовещенский собор (1700 год), увенчанный пятью главами и крытый железом на четыре ската. Вот женский Сретенский монастырь (основан в 1658 году). А на другом берегу реки Клязьмы, перед понтонным мостом, белеют стены самого древнего в Гороховце Знаменского монастыря. Цветная черепица на главах играет и переливается в солнечных лучах, что впечатляет не меньше, чем золотые купола… Все колокольни в городе каменные и имеют ярко выраженное местное своеобразие: заниженный четверик и легко вздымающийся над ним граненый столп шатра с тремя рядами слухов. Именно этот тип колокольни закрепился в Гороховецком зодчестве. Видимо, показался нашим предкам самым оптимальным. Выдь на Клязьму! Длинный-длинный день «Купеческого разгуляя» завершился театрализованным представлением «На Лысой горе», на котором зеленокосые ведьмы, успев угостить туристов травяным зельем, были с позором изгнаны вон с гороховецкой земли. Освобождение от злых чар народ отпраздновал песнями и хороводом вокруг костра. И потом уже никто не мешал любоваться живописными клязьменскими просторами, раскинувшимися внизу. Говорят, с Лысой горы горизонт открывается на целых 50 километров…